Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

Использованы фотографии И.Никитина, Д.Теплых, К. Романовского и Н. Дубиной

Наша компания из 10 человек при поддержке альпклуба “Траверс” этим летом решила поехать в Фаны. А именно:

Слева направо – Денис, Костя, Юта (руководитель), Анжелика, Аня, Олег, Толик, Гирт и Игорь + автор этого повествования (за кадром)

Как все начиналось...

Не успели мы добраться собственно до самих гор, как первое приключение не заставило долго ждать – прилетели в Питер и уже собирались поехать в город погулять, как по громкой связи аэропорта объявили, что мы должны забрать свой багаж и самим доставить его до другого терминала, с которого мы должны были лететь до Душанбе и заново регистрироваться на рейс. И это при том, что уже в Риге нам были выданы посадочные и багажные талоны до Душанбе!!!

Мы поудивлялись и повозмущались, потом успокоились и сделали, как было велено, благо микроавтобус между терминалами был бесплатным и оперативно доставил нас до места назначения.

Оставив вещи в камере хранения, погуляли день по Питеру, прошли регистрацию и сели в самолет. Оказалось что нам даже выделили 2 места в бизнес классе, который отличался пожалуй только более широкими удобными сидениями и возможностью полноценно вытянуть ноги.

В Душанбе нас ожидало следующее приключение – консул, оформляющий таджикские визы, решил не появляться на своем рабочем месте. В результате проспали в аэропорту примерно с 5 до 9 утра.

Когда наконец визы были сделаны, погрузились в 2 джипа, и, с остановкой на рынке для закупки продуктов, отправились в альплагерь “Вертикаль - Алаудин” (2628 м).

На пути пришлось проехать через длинный (5300 м) туннель, с мягко сказать неровной дорогой и минимум освещения. Я бы даже назвала его Путь в неизвестность, хотя были и версии пожестче (J). Ну и на том спасибо, а то бы вместо этого пришлось долго ехать по горным дорогам.

Альплагерь “Вертикаль-Алаудин”

На следующий день (21.07.2012.) после прибытия в лагерь мы налегке прогулялись в сторону района Мутных озер, примерно до высоты 3280 м.

На обратном пути вкусно поели в чайхане (заказали по супу лагман, попили чая со всяческими сладостями), которая принадлежала таджику Али.

Следующий день (22.07.2012.) был посвящен тренировкам на скалах.

В самом лагере стоят большие валуны, на которых тоже очень удобно лазить.

23.07.2012. после распределения общественного снаряжения и продуктов на всех, одели свои рюкзаки. Вес впечатлял – у Юты – 21 кг, у меня – 20 кг, о весе наших мужчин с точностью сказать было нельзя, так как весы были неисправны и не показывали вес больше 22 кг. Позже в наши головы то и дело прокрадывалась мысль о таком замечательном средстве переноски багажа, как осел (J).

Мы, дружно почувствовав себя ишаками, отправились в путь до Алаудинских ночевок (3400м), чтобы оттуда штурмовать вершины Борцов за мир (3733м) и Алаудин (4134 м).

Дошли до чайханы  Али за 45 минут, а потом и оставшийся путь до ночевок за три часа. По дороге нас застал дождь и град, который достаточно быстро закончился.

Уже почти в конце пути внезапно стало плохо Толику. Так в нашей группе началась эпидемия а ла ротавирус”. Подозрение пало на местную тушенку. Потом нередко с ехидством вспоминали соевые фрикадельки из консервной банки. Хотя еще версии были – местная дыня/арбуз, зараженная вода. Позднее мы узнали, что этим же недугом переболели и беларусы.

Алаудинские ночевки

Погода была мерзопакостная с сильным ветром и холодом. Это сразу же развеяло наш миф о всегда теплых солнечных Фанах.

Мы легли спать, а ближе к утру где-то глубоко под землей прямо под палаткой вдруг прогремел сильный гром, напоминающий падение гигантских камней или лавины. Мы в шоке повысовывались из палаток, как раз над нашими ночевками находилась осыпь с очень большими камнями. Удостоверившись, что они не движутся, мы пришли в себя и начали рассуждать трезво. Шум под землей – это землетрясение, но его эпицентр наверное находится далеко. Потом и инструктор Александр Крейцберг сказал, что на базе Алаудин сотрясался целый дом, в котором он ночевал.

Через некоторое время еще прогремел достаточно сильный гром – на сей раз шум сходящей лавины. Вобщем ночь выдалась бурная (J)

Вид на Алаудинские озера с Алаудинских ночевок

24.07.2012. в наши планы входило совершить восхождение на вершину Борцов за мир по маршруту 2А категории сложности. Сначала надо было от ночевок подняться до Алаудинского перевала  (3780 м), а потом оттуда подойти к Борцам за мир. Когда я, Игорь и Александр поднимались до перевала, у меня предательски начал болеть живот, я списала это на горную болезнь.

Алаудинский перевал

На самом маршруте чувствовался дискомфорт в организме, но опять же я не придала значения – Он наверное привыкает к высоте”,  - подумала я.

Борцы за мир - скальная 2А, проходимая в основном с одновременной страховкой. На эту гору мы потратили три часа, не считая подхода.

Вершина Борцов за мир

Когда мы добрались обратно до ночевок, встретили там наших ребят. Оказывается они поднялись до перевала за нами, но у Юты резко скрутило желудок. Поэтому ребятам пришлось вернуться обратно.

Я  дошла до палатки и сразу приняла горизонтальное положение – был сильный жар и дрожь во всем теле. Так провалялась до вечера, вставать не хотелось. Вспомнились такие-же симптомы у Толика.

Олег, Толик, Анжелика и Аня ушли вниз, в альплагерь, из-за плохого самочувствия. Потом выяснилось, что и у Дениса тоже не все гладко со здоровьем.

Затем неоднократно смеялись по поводу того, что туалетная бумага в этой поездке на вес золота, и что кто-то теперь знает, как светятся глаза суслика в темноте за камнем (J)

Утром 25.07.2012. вопреки планам покорения Борцов и Алаудина, мы  спустились вниз до чайханы, которая находилась через реку от чайханы Али, заказали суп шурпа, шашлык и колу, по словам бывалых товарищей – убивающую все бактерии в желудке (J).

Мы расположились на лежаке на берегу Алаудинского озера с видом на г.Чапдара. Кое-кто даже искупался.

Потом спустились до альплагеря и заночевали там.

В ночь на 26.07.2012. Костя стал очень сильно кашлять. Поэтому утром на всякий случай его отправили в больницу в Душанбе (по указанию страховой компании).

Олег (налегке), Юта, Игорь, Толик, Гирт и я снова отправились на Алаудинские ночевки, Денис подошел к ночевкам позже. Связались по рации с Александром, выяснилось, что завтра он будет занят, и мы с Игорем решили на следующий день отправиться на Куликалонские озера (2830м). Это примерно в 3 часах ходьбы от Алаудинских ночевок через перевал и вниз в другую долину. Толик, Гирт и Денис с Ютой решили штурмовать Борцов за мир.

27.07.2012. Пока ребята ходили на Борцов, мы сходили на Куликалонские озера, съели в буквальном смысле тазик вкусного жаркого в чайхане у Эдика и немного вздремнули на солнышке.

Борцы за мир

В этот же день на Алаудинские ночевки поднялись Олег с Анжеликой и Аней.

28.07.2012. Олег, Анжелика и Аня под руководством Юты покорили Борцов за мир. Гирт, Толик и Денис пошли погулять на Куликалонские озера. Игорь и я, не пропустив мимо чайхану (J), спустились в альплагерь, так как Александр мог сходить с нами на Алаудин только 30 числа. Позже вниз спустились и остальные ребята – все кроме Анжелики и Олега, они тоже решили посетить Куликалонские озера.

Следующий день (29.07.2012.) был днем практически ничегонеделанья, мы сидели в доме и резали овощи для рагу, а потом его благополучно ели.

После обеда я, Толик и Игорь снова поднялись до Алаудинских ночевок. Для нас это стало уже самым частопосещаемым местом в Фанах (J). Около 20:00 к нам поднялся и Александр. На следующий день планировалось взойти на вершину Алаудин по маршруту 3А категории сложности.

30.07.2012. Маршрут на вершину Алаудин (3А) запомнился своими сыпучими скалами. Один раз у меня даже сорвалась рука вместе с частью скальной породы, на ключевом  (самом сложном скальном) участке Толик пролетел около метра и повис на старом крюке и заложенной им же закладке (или френде). На что Саша, который его страховал, воскликнул: “Толик, это тебе не скалодром, надо лезть аккуратно” (за точность цитаты не отвечаю, но смысл был именно таким).

Путь к вершине

Вершина Алаудин

На спуске можно было увидеть людей на Алаудине на маршруте 4А категории сложности. Выглядело впечатляюще.

Справа  - так называемый парус, по которому альпинисты спускаются дюльфером вниз, а потом по скале поднимаются наверх (слева).

Наш спуск дюльфером по бараньим лбам

На эту вершину мы затратили около 12 часов, включая подход от ночевок до перевала и к подножию горы, а также путь до ночевок обратно. Затем от ночевок уже по темноте мы спустились в альплагерь. Встретили там Юту, Аню и уже вылеченного Костю. Денис с Гиртом в этот день ушли на ночевки на Мутные озера.

31.07.2012. Игорь, Толик и я погрузили рюкзаки на ослика и отправились на Мутные озера.

С Мутных озер можно видеть в.Энергия и в.Чимтарга.

01.08.2012. с ночевок на Мутных озерах Юта, Гирт, Денис, Толик, Игорь и я  дошли до ночевок на высоте около 4100 м, шли 3 часа.

После того, как были поставлены палатки, Юта и Гирт сходили за водой и нашли там чей-то спальник, мы предпложили, что он упал с ночевок наверху.

Позже мы налегке поднялись до перевала Чимтарга (около 4700м), точнее поднялись Толик и Гирт, а все остальные прикорнули (J) на камнях примерно на высоте 4600 м в ожидании ребят.

в.Энергия

02.08.2013. - легендарный день, потому что некоторые из нас, в том числе и я поднялись на свой первый пятитысячник. Вот как это все произошло.

Встали мы около 2.30 ночи, полусонные попили чай и получили свои законные шоколадки. Потом в темноте с фонариками друг за другом начали движение по достаточно крутому снежнику, затем сняли кошки и продолжали движение по осыпной тропе до перевала Чимтарга.

Перевал Чимтарга

На перевале мы были в полшестого. Мы немного передохнули на перевале, дул холодный ветер. Я двигалась как во сне, казалось, что ветер пронизывает меня насквозь, временами чувствовалось, что не хватает воздуха.

Когда начался достаточно крутой снежный участок Юта организовала нижнюю страховку для Гирта с помощью ледоруба. Потом мы двигались по перилам, кроме первого и последнего (или как говорит Юта – крайнего (J)) человека. В итоге получилось 6 веревок снега и немного льда. Лед и снег был рыхлым, поэтому приходилось делать станции на камнях.

Временами, когда ветер утихал и светило солнце, становилось легче, а также я радовалась и ждала момента, когда надо будет работать, так меньше мерзнешь.

В какой-то момент я почти перестала чувствовать палец своей руки в перчатке, Денис начал ходить туда-сюда (насколько это было возможно), чтобы стало теплее ногам. В голове промелькнула мысль - Надо было брать другие перчатки, а незадолго до этого Денис тоже озвучил “объект своего сожаления” – пуховая жилетка, оставшаяся внизу на ночевках.

Тем временем нам в спину уже буквально дышали москвичи, которые встали на ночевки рядом с нами и вышли позже нас и страховались только на последнем участке перед вершиной.

Мы залезли на вершину, сфотографировались, оставили записку.

Спустились дюльфером 2 веревки, потом пешком дошли по снежному склону почти до перевала и “глиссировали” на пятых точках с ледорубом  по длинному снежнику до  осыпи.

В итоге дошли до ночевок, поели, собрали палатки и спустились до Мутных озер, москвичи от нас не отставали.

На мутных озерах мы забрали оставленные нами в камнях вещи и продукты и двинулись вниз в альплагерь. Спустились до чайханы  Али, поужинали и поставили палатки на территории чайханы.

На следующий день (03.08.2012.) мы спустились вниз и встретили наших ребят – Аню, Олега, Анжелику и Костю. Они тоже время даром не теряли - успели поскалолазить на скалах под наблюдением инструктора Наташи, а также полазить в лагере.

На следующий день (04.08.2012.) у нас был заключительный банкет в чайхане у Али, но без Юты, она уже была наверху  - на Алаудинских ночевках и уже успела сходить с россиянами на вершину Алаудин по 4А. Банкет был продолжен в столовой альплагеря под веселые песни в исполнении Дениса.

Потом был путь до Душанбе, ночевка в гостинице, путь до аэропорта, где с нас очень хотели взять мзду за перевес, но так и не взяли, на посадочных талонах нам выбили неправильное время вылета...вспоминается в спешке оставленная бутылка коньяка (J). Все это мы пережили, благополучно долетели до Питера, день погуляли и ураа! 06.08.2012. в 22:30 мы опустились на рижскую землю, а кусочек сердца, не смотря на все перипетии, все-таки остался там, в Фанах....и пусть не все осуществилось из задуманного, Фаны всегда будут ждать нас...