Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки
По традиции летом скалолазы и альпинисты, если им только не мешает работа или финансы, раcползаются по своим заветным местам отдыха. Стороннему наблюдателю это вряд ли покажется отдыхом, но для нас это именно так. Тело работает, душа поёт. Вот и в этом сезоне мы отправились в альплагерь Безенги.
Когда-то я не хотела туда ехать, а сейчас за уши не оттянешь. Всё-таки именно от поездок в горы остаются самые яркие впечатления. И вроде ничего особенного не происходило, всё очень размеренно и гладко.
Рассказ получился длинный и нудный, так что не говорите, что я не предупреждала.

Я не знаю, увижу ли снова я,
Эти чудные горы лиловые,
Но окончив поход, соберёмся не раз.
Вспомним месяц тревог, и споём про него,
Про прекрасный Кавказ.
(с) Визбор

13-15 июля. Добираловка.
На вокзал пришли проводить очень близкие люди. А это всегда приятно, тем более когда впереди тебя ожидают приключения.

Путь на Москву был зауряден: стандартная поездная программа: еда, пиво и карты. В Москве все разбежались по своим делам, но в 5 во Внуково уже все перепаковывали свои рюкзаки. Наученные горьким опытом прошлой группы, всё самое необходимое было положено в ручную кладь. За стойкой Саня уверил девушку, что перевес в 6 кг в ручной клади — это продукты, которые мы вот тут же прямо после стойки и съедим. Она была не первой и не последней, кто ему поверил, утонув в его честных глазах. Потом нас пытались отправить в Улан-Уде и Махачкалу вместо Нальчика. Толпа улетавших сопротивлялась и бегала от гейта к гейту, нервно похихикивая. Наконец нас повезли на автобусе к самолёту. Минут через 15 мы уже спорили, везут нас в другой аэропорт или прямо на этом же автобусе в Нальчик. Полёт на самолётах, которые списывают через несколько месяца, ещё то удовольствие. А когда этот самолёт попадает в грозу, так что молнии видны из иллюминатора и его начинает болтать, то становиться совсем невесело. Но не было ещё случаев, чтобы самолёты не садились, поэтому я была относительно спокойна. Ночь под луной на базе, утром шустренько базар и завтрак. Правда, в лагере мы всё равно были только к 4.

И тут начались сплошные удивления. И ведь вроде рассказывала, как тут классно, а видимо, мальчишки всё равно не верили моим словам. Удивило жильё, столовая, инфраструктура, цены и многое другое.
А для меня здесь всё знакомо, всё как дома. Я в очередной раз почувствовала, как я соскучилась по этому месту. Забыты мысли перед отъездом. Всё время думалось, что что-то может помешать, не пустить. Но вот я тут, и на 3 недели я в родном и уютном месте. Как это случается со всеми, наши ребята попали под очарование столовой. Больше всего в дни отдыха народ ждал двух вещей: звонок на завтрак и звонок на ужин. Всё остальное можно пропустить, но только не это. Обворожительная улыбка Сани не щадила никого из обслуживания столовой. Поэтому голодными мы не уходили никогда. Место для дополнительных порций плова или булочек всегда было на нашем столе и в желудке.

16-17 июля. Лагерь, тренировки.

Въехать в ритм той жизни и нагрузок помогают первые неспешные 2 дня. Это традиционные прогулки до Миссес-кош, занятия на скалах, и работа в связках неподалёку от лагеря. Ритм не быстрый, но именно он даёт постепенно влиться в рабочую атмосферу. Первые сборы на 5ти-дневный выход всегда проходят долго. Всё взвешивается и решается брать или нет. Работа завхоза в эту поездку проходила на удивление легко и непринуждённо. Видимо, сказывается питание в столовой лагеря, когда завхозу не надо ломать голову 3 раза в день на протяжении нескольких недель, чем накормить голодную толпу. Каждое утро начиналось одинаково: кто-то шёл на зарядку, кто-то ходил по местному слеклайну, а кто-то спал до победного. Я бы тоже спала, но в горах плохо спиться, то ли аура не позволяет, то ли чей-то храп.

18-22 июля. Тёплый угол.
Потихоньку начинаем двигаться к Тёплому углу. Но чтобы не форсировать события, сегодняшний переход около полутора часа. Мальчишки опять не верят, что уже прямо тут ставим палатки. Но до отдыха сегодня далеко, нам ещё предстоят ледовые занятия на первой ступени ледопада Мижирги. Повторяем магию самовыкручивающихся ледобуров, никак не сходящихся проушин Абалакова, и не сильно внушающих доверие ледовых столбиков.

Возвратившись с занятий на стоянки, встречаем спускающихся с Тёплого угла немцев - наших соседей по комнате. Вчера они консультировались можно ли за один день сходить Укю по 2А из лагеря в лагерь без верёвок. Хорошо хоть кошки взяли Судя по их виду, им это удалось сделать. На всё им понадобилось 14 часов. В планах на будущее у них взятие Москвы Миссес-Тау по 4А и Уллуауз по 5А. Планы наполеоновские, а получилось слегка попроще: только Селла по 3Б.
Ночью на нас обрушивается гроза. Уж насколько я обычно спокойно к этому отношусь, но тут кажется разряды громыхают прямо рядом с палатками. Спать в такую погоду невозможно. Мысли в голове крутятся о тех, кто сейчас может быть на маршруте, но утренняя связь развеяла все опасения.

С утра нас ожидал крутой подъём к хижине Укю-кош. Хижина была пустой, и это предрешило исход событий. Помещение было разграблено, а именно унесено и съедено: 2 банки тушёнки, пакет сухарей, пакетик конфет, около килограмма вкуснейшего сала и др. Всё это любезно было оставлено командой Одессы, которых накануне мы поили внизу чаем. Неплохой обмен.
Тёплый угол, вероятно, самый популярный район ночёвок в Безенги. Подход занимает всего 4-5 часов. Как сказали потом наш сосед «Минимум усилий, максимум отдачи». Потом правда этот сосед получил отдачу в качестве сломанной кисти из-за съехавшей на него плиты. Хотя я верю, что связи тут нет.
Увидев 5-6 палаток на ночёвках, Валя произнёс «Как здесь многолюдно!». Через 3 дня, когда даже сходить за камень стало проблематично из-за вездес(с)ущих людей, всем стало понятно, что значит много. Являясь самой не многочисленной группой, мы заняли самое удобное и обширное место, со складом, кухней, столовой.

Остаток дня провели на леднике Малый Укю, правда голова не хотела работать и отчаянно гудела. Команды рыжих касок пытались обогнать друг друга при беге по ледовому склону с препятствиями. Ну и, как обычно, тренировка по вытаскиванию из трещины. Всех, к счастью достали и спасли.

Следующий день проходил на снежных склонах перевала Урал. Склон был не крут, чего не скажешь об инструкторе. Но нам повезло, что он, вопреки всяким традициям, учил нас больше не зарубаться, а показывал как сделать так, чтобы этого не произошло. Но определённая мистика присутствовала, вбитый ледоруб остался на месте при усилии 4 человек, некоторые вкопанные ледорубы вылетали, даже под силой двоих людей.
После возвращения в лагерь и обеда начинались часы сна. Строгого регламента не было, но традиция как-то незаметно сложилась.
Наличие козлов рядом с лагерем постоянно держало нас в тонусе, они были готовы разграбить нашу еду и даже мусорник в любой момент затишья. Однажды так и случилось. Весь мусор в радиусе 10 метров от палаток исчез. «Культурные козлы» - подумали мы.
Итак, занятия окончились, начались первые восхождения. На очереди, как обычно Гидан, правда на сей раз по Юго-Восточному гребеню (2А) в отличии от прошлого года. Все, кто бывали на Гидане, знают, что самое сложно испытание – это подойти под маршрут и свалить потом с него. Если ты уже это сделал, то считай почти альпинист. Потому что всё это сыпуха разного калибра. Думаю не одни ботинки развалились под её натиском, не одни коленки заныли, не одна палка была сломана.

Вот и мы как-то дошли до перемычки, откуда нам налево. По простым скалам, иногда не очень, передвигаемся по гребню. Саша К ведёт нас. У меня первая гора в сезоне всегда проходит туго. То слева, то справа обрывы, а тебе вперёд. Вот спрашивается зачем я сюда в очередной раз припёрлась? Нафига мне эти горы? Уже зная это состояние, я просто его пережидаю. Я бы даже удивилась не будь его.

Не смотря ни на что вершина появилась довольна скоро. Кстати на вершинах Гидан и Укю есть связь. Спуск по прошлогодней 1Б. У подножья предвершинной башни одеваем кошки и идём по гребню. Как я соскучилась по лазанию в кошках. Скажи мне об этом год назад, я бы не поверила, что могу соскучиться по dry-toolingу. Да и гребень кажется короче и легче, чем в прошлом году. Правда, Олег хотел нас увести куда-то далеко. Но моя память воспрепятствовала экспериментам. Уже хочется вниз, а не совершать траверс Гидан-Дружба. Как я и говорила, первая гора выматывает ужасно. Тарелка супа оживила меня, а пара часов отдыха возвратили к активной бивуачной жизни.
Кстати давным-давно, когда Наумов писал свою книжку, оба гребня Гидана категорировались как 2Б. Сильно легче там не стало за это время, но надо было откуда-то взять ещё одну 1Б в районе (вторая Брно), вот Гидан и попал под «раздевание». Теперь новички, бывавшие в других районах и ходившие на другие 1Б, сильно удивляются такой единичке.

Сегодня «моя» вершина, поэтому волнения больше, чем обычно. На Архимеда решаем выходить рано, чтобы обогнать 2 группы идущие тем же маршрутом. Склон перевала Урал по большей части состоит из фирна и снега, но иногда встречаются участки льда. Идём одновременно в двух связках, крутим буры, где возможно. Довольно быстро добираемся до самого перевала. Там без кошек начинаем лезть по предвершинному жандарму. Лазание приятное, но уже чувствуется различие 3ки от 2ки. Даже вешаем пару перил для быстроты и все шустро забираемся на предвершинный жандарм. Оттуда дюльфер, небольшой кусок лазания и мы уже на перемычке, перекрытой сверху громадным камнем. Отсюда по простым скалам, минут за 20 добегаем до вершины.

Связка зелёных пенделей

Как и в прошлом году, вершина, у которой я условный руководитель, достигается слишком быстро, а хочется работать дальше и дальше. Правда рассиживаться некогда, дяде Саратову (начспас в Безенги) мы пообещали, что спустимся быстрее, чем подойдут другие группы. И действительно, когда другие начали спускаться через дырку, мы уже были внизу у подножья перевала Урал. По времени получилось, как Гидан. Вершина очень приятная, маршрут логичный и интересный. Правда спуск камнеопасный получился. Благо всё обошлось.
Ещё в прошлом году, идя на Укю, мы видели много фонариков на склоне горы. Тогда обладатели этих огоньков казались нам намного взрослее и недостижимее. А сегодня мы уже сами побывали этими фонариками и спустились с горы. Сегодня же вниз в лагерь: отмываться, отъедаться, отдыхать.

23-24 июля. База. Отдых.
В первый же день мы задумали сходить в Канадский сектор, правда задумка осуществилась только на второй день. Лень - не только двигатель прогресса, но и всё-таки его тормоз. Весь день организм отдыл, спал, гулял - в общем восстанавливал силы. Кажется именно в этот период вся наша группа подсела на семечки. Они идеально подходят для убивания времени и желудка. Остановиться возможно только, когда съедена последняя пачка. Но деньги не кончались, поэтому и семечки текли нескончаемым потоком. Сила воли бессильна перед семечками. Вечером изрядно промокший Валя принёс миску земляники! Она была божественна.

На следующий день идём в уже полюбившийся Канадский сектор и по разу пролазим мультипитчи. Зацепки хорошие, скалы прочные. Удовольствие одним словом. Хотя лезть 5очный маршрут на своих точках был, наверное, не лучший вариант разминки. Было откровенно страшно, с чем и боролась.

В лагере много иностранцев: то и дело слышится немецкая речь из соседнего номера, по радиосвязи спрашивают об израильтянах и поляках, в дУше разговаривала с чешкой, ну а 112 литовцев — это уже притча во языцах. Что интересно многие из них хоть немного, но знали русский. Вечером смотрели фильм про войну. Люди из соседнего номера странно поглядывали в нашу комнату.

25-29июля. 3900.
Сегодня начинается один и самых интересных периодов для меня: пойдём в новую часть района. Легендарные «3900», идти до которых 2 дня. Первая ночёвка на Крумкольских. До них идти легко и непринуждённо, после Поповских ночёвок заканчивается последняя растительность, начинается хождение по морене, а потом и по леднику. На Крумкольских, на удивление, всё (а это 3-4 места под палатку) занято, поэтому пришлось найти 2 места и соорудить на них более менее сносные площадки для палаток. Поскольку палатка частично стояла на леднике, эта ночь была самая холодная за всё время. Пришлось натянуть даже пуховку к утру.

А правда всё время хочется обогнать план, когда тебе кажется, что силы и время есть?! Например почему бы не дойти на 3900 за один день. Но всё-таки спешить не стоит, во-первых, вторая часть пути намного сложнее, во-вторых, днём, когда солнце пригревает камни, они имеют тенденцию падать. Нет, ну, конечно, Олег говорил нам, что понадобятся и кошки, и ледорубы, и верёвка. Но чтобы настолько... совсем неприятный траверс ледовой трещины-стенки, потом подъём по крутому склону, переходящему в невысокую но стенку. Тропой тут и не пахнет. Скорее похоже на восхождение. Неудивительно, что день спустя Питерская группа так и не нашла прохода на «3900». Потом они собирались идти туда через пик Панорамный, но их отговорил Юрий Сергеевич, сказав, что не дело ходить на ночёвки через вершину. Каждый год путь прохождения второй ступени ледника Кундюм-Мижирги меняется. В этом году это была примерно одна верёвка лазания по льду. В одном месте даже вертикальная 6-метровая стенка, так что без буров не обошлось.

Ага на фотке выглядит, что и без кошек можно спокойно идти

Итак 3900: много хороших мест для палаток, безлюдно и отличный вид на Северный массив: Коштан-тау, пик Тихонова, Крумкольский провал, Крумкол, Мижирги и т.д А ещё отсюда виден жандарм Медведь. С лагеря он совершенно точно похож на Медведя, смотрящего в сторону Крумкольских ночёвок. Наверное, это первое меткое название объекта в районе, в отличии от Шлема, Утюга и прочих. На следующий день намечалась вершина Птица по Северному гребню (3Б).

Медведь

Вышли ещё затемно, чтобы к рассвету подойти к 4ой ступени ледника. Но то ли рассвет задержался, то ли мы быстро добрались, были ещё сумерки. Обычно 4ую ступень обходят или по центру или слева у скал. По центру в темноте следов не заметили, поэтому пошли слева. Технически трудный подъём оказался примерно 70 метров.

В этот момент мы ещё думали, что будет легко

Ледник, подъём на перемычку и начало маршрута. Вообще в кошках мы провели весь день: скалы, снег, лёд, местами натечный, способствовал микстовому лазанию. Вся Птица сильно сыпется, страховаться иногда просто не за что. Вроде маршрут прошли по описанию, но не всегда было очевидно куда лезть. Валя мужественно нашёл и прошёл маршрут первым, особенно его впечатлила последняя стенка с натечным льдом. На вершине нашли записку 5ти-летней давности. Странно, что её не нашли предыдущие восходители (всё-ж таки на Птицу и в этом году ходили), но совсем не странно, что на Птицу ходят мало: гора непростая.

Возврат по пути подъёма. Уже ожидая нашу связку замыкающих после спуска с 4ой ступени ледника увидели связку знакомых, выходящих откуда-то с середины ледника. Они прошли мимо и спросили удивлённо «Вы что ещё не налазились?». Мы не менее удивлённо ничего не ответили. Хотя путь по середине ступени тоже не из приятных, опасность провалиться в трещину там в разы больше. Тем не менее он бы нам сэкономил в общем часа 2 времени. К 7 вечера после 14-часовой непрерывной работы вернулись в лагерь. У Олега была даже мысль устроить день отдыха, но все были полны решимости бомбить дальше. Видя бодрое состояние участников, да и нормальный прогноз на завтра, Олег согласился с нами.

Кундюм-Мижирги по Западному гребню 3Б. В этот раз решили выходить попозже, чтобы уже при свете искать начало маршрута. Маршрут начинается с подъёма на перевал Одесса. Это примерно 150-200метровый 45-50 градусный ледяной склончик, чем-то похожий на прошлогоднюю Селлу по 3А Лёд хороший. Идём одновременно в связках, крутим буры. И это, можно сказать, мой первый ледовый участок, где я почувствовала удовольствие от хождения в кошках. Была какая-то твёрдая уверенность в каждом шаге. Не один сезон потребовался, чтобы получать кайф от ледолазания и при этом идти без боязни. Как будто произошёл какой-то сдвиг в голове. Описать сложно, но думаю у каждого наступает такой момент.

Ку!

На утренней 7-часовой связи Саратов, памятуя вчерашний поздний приход, слегка удивился, что мы вышли на маршрут «А я думал, вы будете отдыхать». А вот не такие мы :)
Скалы на Кундюм-Мижирги сразу порадовали своей прочностью и монолитностью. Вроде 2 горы, стоят рядом, а какая разница в структуре. На Птице, что не тронь, вот-вот отлетит, здесь же какая-то практически не сыпучая порода. Скалы округлые и приятные на ощупь. Само лазание тоже очень интересное: то верхом на гребне, то по длинной наклонной плоской плите без зацепок, то вовсе надо преодолеть нешуточное нависание.

Почти у вершины Саня нашёл новый френд, оставленный предыдущими группами. Вершина располагает к фотографированию, чем мы и воспользовались.

Курилки

Спуск не по пути подъёма, а по некой вариации маршрута по Северному гребню, сыпуха и бесконечные дюльфера, способные убить за пару сотен метров любое спусковое устройство. Кстати очнеь полезны очки на дюльфере: в этом случае летящая струя воды и песка не залепляет глаза. К вечерней 7-часовой связи в лагерь мы всё-таки успели.

Мальчишки всё переживали, что на пути к 3900 нет хижин, где было бы чем поживится. А вот сегодня Саня (опять он) нашёл прямо у нас в лагере пакет с едой оставленный нашими знакомыми, ходившими на Коштан-тау и уже ушедшими вниз. Поэтому на следующий день на завтрак мы лакомились галетами с икрой.
На спуске нас застал дождь, наверное, впервые такой сильный за всё это время и именно в пути. Но нам-то уже всё равно :)

Фото для первой группы ;)

Мы шли вниз к горячим душам, холодному пиву и сухому дому. После таких выходов бутылка пива сшибает с ног, а душ кажется неземным благом. Мне казалось, под горячей водой я провела целую вечность, что совсем не характерно для меня. Второй выход был тяжёлый, но очень плодотворный. Опыт таких маршрутов незаменим. Работаешь по 14 часов в день, забывая о еде и воде, не обращая внимание на замерзающие руки и снег сыплющий сверху. Главное идти вперёд и работать, работать, работать. Правда ничего больше, ну если не считать пейзажей, горы тебе и не предлагают. Полдня до вершины, полдня вниз. Зато глобально нет никакого выбора. Да, локальные решения в виде «налево/направо» или «вверх/вниз» присутствуют, но цель либо лагерь, либо вершина. Участнику шедшему первым всегда кажется «Ух, я поработал, ух мы бежали», всех остальных зачастую преследуют другие мысли «Что же мы так тащились, чуть не заснули». Но в лагере всё забывается и остаётся только радость от совместно проделанной работы. :)

30-31 июля. База. Отдых.
В первый день не было погоды, т.е. погода конечно была, но в такую ни сам на улицу не пойдёшь, ни вещи не просушишь. Всё что делали: ели, спали, щёлкали семечки и смотрели фильмы. Двигаться особо не хотелось. А вот на второй день оба Сани пошли на мультипитч «Запах ветра». 10 верёвок с максимальной сложностью 6B+ (фр.). Особенно им понравился спуск, о чём они были предупреждены, но до конца прочувствовали, только начав этот самый спуск. Почти вертикальные заросли рододендронов, летающая кусающая живность, отсутствие какой-либо тропы. Как они сказали потом: «Маршрут — фигня. Вот спуск!!!». Сбор продуктов и вещей уже шёл на автомате. Все ждали лёгкого подъёма в Тёплый угол.

Ботинки сушатся, мы собираемся

1-2 августа. Тёплый угол. Укю по Южному контрофорсу 4А.
Но легко не получилось, всё равно рюкзаки пришлось самим тащить наверх. А ведь могли и заброску на вертолёте сделать, но это же не спортивно. Поэтому по привычной тропе все 4 шерпа и я начали подъём в Тёплый угол. У Укю-кош один из шерпов решил, что с него хватит альпинизма и отправился обратно. Разделив его груз, пошли дальше. Проходя мимо Тёплого угла, почувствовала облегчение, что мы идём на сей раз дальше. Ночёвки на «3900» разбаловали своей уединённостью.
Остановились прямо под Укю, на корме лайнера. Именно так выглядят эти стоянки. Внизу виднелась Укю-штрассе. По ней шли то одинокие альпинисты, то целые новичковые гусенички. За 10 дней нашего отсутствия до неузнаваемости изменился склон перевала Урал, если тогда это был белый склон с участками льда, то теперь он превратился в местами чёрный кусок льда. Лезть туда сейчас почему-то не хотелось совсем, и, к счастью, не было надобности. Завтра нас ожидала 4ка. Первая моя 4ка.

Ночью под полной луной мы вышли под маршрут. Главное выбрать правильный кулуар, иначе маршрут начнётся намного раньше, да и вообще не факт, что маршрут. По описанию кулуар не простой. Ну Саня и выбирал непростые пути. Пока мне удавалось найти альтернативный путь под девизом «мы не ищем сложных путей», всё было хорошо. Но тут попался кусочек не самого лёгкого лазания. Но у нас же подход - идём не связываясь. Ободрив себя не самыми литературными выражениями, я всё-таки пролезла тот участок. Оказалось, что обход был, только не такой очевидный, как в прошлые разы. Часа через 2 дошли до подножья жёлтого треугольника. Тут и контрольный тур, и место под палатку. Хоть нашли начало маршрута — уже неплохо. Не раз слышала, что с ориентацией на этой 4ке бывают проблемы, но Саня обещал, что мы всё найдём. И-таки нашли, не обманул. Сначала пара верёвок одновременно, потом ещё 4 верёвки сложного лазания-перил. Висишь на жумаре, под тобой метров 300 пропасти и думаешь «уж лучше бы, блин, лез, а не жумарил». Последнему так вообще неуютно лезть.

В описаниях обещали какой-то психологический момент, где «нужно переступить через провал широким шагом, перейти на Восточную стену и по расщелине подняться на площадку выше карниза». Уже не знаю там или нет, но было у меня одно психологической место на траверсе, где верёвку не нагрузишь, а срываться на жумаре не рекомендуют не только все методические материалы, но и здравый смысл. В общем пытаюсь преодолеть это место и себя. Что делать дальше не могу сообразить, заклинило. И ещё мужики стоят сверху и обсуждают что-то. Им явно не до меня, хотя и мне не до них. Ну что ж пришлось как-то выкручиваться. Опять пришли на помощь нелитературные приёмы речи, и как ни странно помогли. Встретившийся через 3 метра застрявший френд был уже сущим пустяком по сравнению с психологическим местом. Его я уговорила вылезти из скалы всего за 5минут. Мальчишки пытались вытащить его до меня, но помучив немного, решили оставить мне на закуску. Через 5 метров лазание закончилось. Дальше мы уже практически бежали по гребню, особенно порадовал совершенно плоский гребень перед самой вершиной. Хоть на велосипеде едь.

ерхняя

Укю-штрассе

Привет Укю! Виделись ровно год назад. Записка предыдущих восходителей гласила, что последнее восхождение было совершено вчера в 20:30 по 3ке. «Кажется ребята нашли где-то 5ку, а не 3ку на Укю» - подумали мы.
Вниз неслись галопом. И в это время думалось, что вот в прошлом году я тут что-то закладывала, а теперь не совсем понятно зачем, ведь и так богатый рельеф. Хорошо хоть дюльфера на этом спуске нигде не нужны. Пешочком вниз до палаток добрались быстро, к часовой связи с базой. Вообще все связи в этот выход были подчинены одной закономерности: передаём «встали на ночёвки», хотя до ночёвок нам оставалось 50 метров по горизонтали, «работаем ключ» - а до «ключа» нам ещё минуты 3, «спустились к палаткам» - до палаток 100м по тропе. Зато с опережением на 2 часа уложились в контрольный срок, который Юрий Сергеевич поставил под сомнение. В лагере нас встречал Валя. Приятно, когда встречают.

3августа. Последний день.
О «Запахе ветра» я думала ещё с прошлого года, и поскольку для меня этот мультипитч не сложился в прошлые дни отдыха, то решено было его лезть сегодня. Сначала думали лезть его попеременно: первый с нижней, второй с верхней и рюкзаком, потом меняемся. На второй верёвке я отчетливо поняла, что не хочу лезть с рюкзаком верхней. На третьей верёвке (6Б) начались первые трудности. Тогда и Олег понял, что не хочет лезть с 6ти килограммовым рюкзаком. Подвесив на меня вторую верёвку, всем стало легче. Рации, данные Саней, перестали работать примерно там же. Пришлось общаться языком подёргиваний, потому что слышимость там нулевая. Как вспоминал Олег, лезли мы «абсолютно надёжно и безопасно». Так и добрались до конца. Тут мы были умнее некоторых предшественников и стали дюльферять, а не искать приключений в лесу. Где-то на 7ой верёвке удачно разминулись с питерцами, лезущими вверх. «Что тренируетесь дюльферять?» - насмешливо спросили они. «Посмотрите» - загадочно улыбнулась я и добавила: «спуск вам понравится :)». Поскольку они были нашими соседями, то мы потом выслушали очередную порцию лестных отзывов о спуске. На следующий раз и они почему-то решили брать вторую верёвку для дюльфера.

Примерно так и закончилось наше пребывание в Безенги. Потом ещё были сборы, торжественный ужин, но все понимали, что это уже окончание нашего приключения.

Уже прошёл месяц, как мы вернулись, но те дни покрыты в памяти особой теплотой, хотя ничего особенного вроде не происходило там. А сердце до сих пор сжимается от воспоминаний...