Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

Школа альпинизма

Школа альпинизма клуба „Traverss" разработала программу обучения как для начинающих, так и для людей с опытом, которые хотят узнать что-то новое или закрепить мастерство.

Расписание тренировок

string(16) "Url is not valid"
Время работы скалодрома Понедельник-  19.00 - 21.00 Вторник-  19.00 - 21.00, тренер Александр Беляев Четверг - 19.00 - 21.00, тренер Владимир Степанов Пятница - 18.00 - 20.00

Детская группа скалолазания

Приглашаем детей в возрасте о 6 до 11 лет в детскую секцию скалолазания клуба "Traverss" .Скалолазание перспективный вид спорта, который прекрасно развивает ...

titleВ этом году мы снова решили поехать в Словацкие Татры. Логистика, как и в прошлом году простая: 16 часов езды и мы уже в посёлке Nova Lesna у пани Хелены, которая принимала нас и в прошлом году. Центральным мероприятием этой поездки было восхождение на Герлаховский штит. Но лучше обо всём по порядку.

Мы: Эдик, Андрей, Женя, Марго, Рома, Стас, Саша, Олег и я (Настасья)

23 декабря

В качестве первичной акклиматизации мы сходили в Zbojnícka chata (1960 m). Это одна из самых высогорных хат, доступных зимой туристам. Она находится в Veľká Studená dolina. Путь туда достаточно хорошо маркирован и чтобы заблудиться, надо сильно постараться. При большом снеге устанавливают вешки. Даже зимой мы дошли туда быстрее среднестатистического словацкого хайкера. Время подхода ко всем пунктам указано на многочисленных указателях на развилках.

В хижине можно отдохнуть, заказать напитки и еду, чем мы и воспользовались. На обратном пути у моста некоторым мужчинам стало жарковато и они искупались в прорубе.

24 декабря

Сегодня запланирован выход на Rysy (2503m). Мы очень рано приехали в Popradsko pleso. Шёл мелкий дождь, а макушки сосен сильно раскачивались под порывами ветра. До первой хижины (Chata pri Popradskom plese) дойти не составило проблем, дорога предназначена для проезда машин. Да и людей в светлое время суток тут полно. После отворота на Rysy, тропа сразу превратилась в весеннюю кашу, местами с лужами по щиколотку и глубже. Ещё чуть пройдя по тропе, увидели развилку. Вперёд на Koprovsky stit, а нам направо к Rysy. Почти сразу начался подъём. В отличие от прошлого года, снега раза в 2 меньше, и даже местами видны флажки тропы, поэтому тропить, как в прошлом году, нет необходимости. Но уже в самом начале подъёма начинается сильный ветер, порывы которого грозили сбить с ног даже самых здоровых участников. Снежная крупа била в лицо. Дойдя до озёр Zabie plesa, приняли решение поворачивать назад. Если такое творится тут, то что будет на гребне, даже думать не хотелось.

Последующему купанию в речке это не помешало…

Никогда и не подумаешь, что в таких невысоких горах бывает такая суровая погода, и то, что мы испытали в тот день далеко не предел, на что способны зимние Высокие Татры. Уже потом мы научились пользоваться прогнозом от местной горной службы, и он оказывался в целом очень правдивым. Хотя шуточки по этому поводу были, но сейчас вряд ли кто усомниться в его достоверности.

Например, в такую погоду идти на гору не советую никому:

На Рыси мы ходили примерно в такую погоду (прибавьте осадки):

А это почти идеальная:

В прошлом году это восхождение также не удалось по ряду причин. И мы второй раз потерпели неудачу…

25 декабря

У нас по плану был день отдыха и день рождения одного из участников. Сначала мы поехали кататься на санках с Hrebienok. За 3 евро арендуешь их внизу и полчаса тащишь наверх. Зато вниз можно спуститься минут за 5. Для всех это оказалось неожиданно весёлым мероприятием, санки разгонялись с неимоверной скоростью. Некоторые даже вылетали с трассы, но без последствий. В общем рекомендую!

Потом поехали в термальные источники неподалёку http://www.termalnekupalisko.com/. Источники представляют собой 4 бассейна на открытом воздухе с разной температурой воды. Хорошее расслабляющее мероприятие.

26 декабря выход на Krivan (2494m).

Криван считается словацкой национальной вершиной, символом этой страны. Очень популярны ежегодные народные восхождения на Криван. На словацких монетах 1, 2 и 5 евро цента виден профиль этой горы. Идти на Криван можно с местечка Tri Studnicky. Так ходил Андрей Потапенко 2 года назад. Кстати именно его статья сильно помогла в подготовке к этой и прошлогодней поездке. Мы решили, что не хотим пересекать лавиноопасный кулуар. Хоть снега и немного, но как известно бережёного… Поэтому выбрали иной путь начинавшийся от Strbske Pleso.

Сначала надо было идти по Татранской магистрали. Она маркирована красным цветом на всём своём протяжении. Примерно через час бодрого шага есть отворот направо на синюю тропу около местечка Jamske pleso (~1500m).

Ещё через 1,5-2 часа ходьбы по лесу и мелколесью мы оказались на плоской равнине. Здесь тропа уже неочевидна, вернее её нет. Вообще летом она идёт влево и огибает Южный склон Кривана, но поскольку впереди идущие ребята этого не знали, да и путь прямо по склону выглядел очень логичным, то туда мы и пошли.

Красная – наш маршрут. Синяя – летняя тропа.

Взойдя на склон, мы попали на Южное седло и соединились с тропой, во всяком случае, так говорил ГПС. Отсюда уже видна вершина.

Если Южный склон скрывал нас от ветра и до этого был штиль, то сейчас начался ветер, но пока он был терпимый.

На гребне большие надувы снега, сам снег рыхлый, идти тяжелее, чем раньше. Особенно первым. Вершину Maly Krivan также как и Daxnerovo sedlo можно пройти, даже не заметив. И вот все 9 человек зашли на Криван.

Вышли в 8 от Strbske Pleso и в 13 последние участники были на вершине. Всего около 5 часов. Темп был очень неспешным. Спуск по пути подъёма.

Во время спуска ветер усилился, но как только вышли на Южный гребень, опять штиль. К темноте спустились в Strbske Pleso с промежуточным купанием в речке. Удачный день, за 2 поездки это первая Словацкая вершина. Эту вершину можно смело рекомендовать как хорошую и простую вершину. Всё идётся пешком, используя только треккинговые палки. Нужно минимальное изучение маршрута и хорошая погода.

27 декабря

Сегодня по начальному плану у нас выход к Герлаховскому штиту, но прогноз погоды на ближайшие 2 дня свидетельствовал о непогоде, поэтому решили заняться ледолазанием и сходить на ледопад Veverkov ľadopád неподалёку от Hrebienok. Он находится в Studená dolina по пути к Zbojnicka chata. Вчера я потеряла мобильник, поэтому решила отправиться на его поиски в Strbske Pleso и пройтись по Татранской магистрали, как мы шли вчера. Всё оказалось тщетно, а вот ребята, сходившие на ледопад, остались крайне довольны. В следующий раз надо будет обратить внимание на ледопады, и уделить им должное внимание. Список ледопадов. Как мне показалось, единственное, что делают словаки зимой – это ходят на лёд. Ни одного словака на восхождениях замечено не было.

28 декабря

Опять плохая погода. И снова решаем отложить выход. Чтобы убить время, едем в одну из самых больших пещер, расположенную в Белянских Татрах - Belianska jaskyňa. Тем, кто никогда не был в пещерах, будет интересно, она, действительно, большая с огромным количеством сталактитов и сталагмитов.

29 декабря

Наконец-то выход на Gerlachovsky stit (2566m), высшую точку Татр и соответственно всех Карпат. В прошлом году мы потерпели неудачу, поскольку приходилось слишком много тропить, на чём потеряли уйму времени, да и лавинная обстановка была не из лучших. При нас сошло 3 небольшие лавины в Batizovská dolina. Поэтому тактический расклад был пересмотрен, учитывая прошлогоднюю разведку.

Итак, мы решили идти с ночёвкой. Тут надо сделать небольшое отступление. Формально в Татрах палатки ставить нельзя. Думаю, на это есть множество причин: в сезон здесь очень много людей, разреши им ставить палатки, всё быстро превратиться в свалку; существует опасность встречи с медведями; опять же “sensitive mountain nature”; монополия горных хижин и т.д..

Почему же мы выбрали именно палатку:

- За 1 день сходить этот маршрут от Tatranska Polianka проблематично, просто может не хватить светового времени.

- Путь от отеля Sliezsky dom укорачивает время подхода часа на 2, но всё равно подход около 3-5 часов (в зависимости от количества снега). Да и Sliezsky dom это не горная хижина, как все остальные, а настоящий 4-хзвёздочный отель с очень недешёвыми ценами. В прошлом году мы ещё столкнулись с тем, что меньше чем на 4 ночи на Рождество (именно на праздники выпало наше восхождение) они не сдают апартаменты.

- Ну и, наконец, на высоте 2200м зимой (вне сезона) мы никому не помешаем с нашей палаткой, да и вообще вряд ли кого встретим.

В сезон, я согласна, всё ходится за один день из всех хижин, но сейчас мы посчитали наши обстоятельства объективными для установки палатки Итак, в 8 утра мы вышли с Tatranska Polianka.

В середине подъёма к Sliezsky dom мы повернули налево на жёлтую тропу. Она уходила в лес, и поворот, как обычно, был хорошо обозначен указателем. В прошлом году казалось, что тропа эта пролегает просто по ровному склону, но сейчас было видно, что вокруг сплошные валуны. Просто неузнаваемый пейзаж.

Довольно быстро мы дошли до Batizovské pleso, примерно часа 3 от самого низа. Тут часть ребят, просто провожавших нас, пошла вниз, а мы, оставшиеся 5 horolezecев (слов. – альпинист) – я, Олег, Эдик, Андрей, Женя – продолжили путь. Тут мы немного сглупили и сразу начали набирать высоту.

В итоге всё это вылилось в траверсирование снежного каменистого склона. Уже возвращаясь на следующий день домой, мы поняли, что надо было идти по низу (по краю озера) вплоть до бараньих лбов, и только после этого стоило уходить направо, резко набирая высоту. Это заняло бы куда меньше сил. Добравшись до финальной точки нашего прошлогоднего выхода, мы снова попытались найти нужный нам кулуар.

После некоторых рассуждений сошлись на том, что он находится на границе заснеженных и не заснеженных скал. Чтобы найти место для ночёвки мы поднялись на небольшой гребень по левую сторону от нас и, дойдя достаточно близко к нашему кулуару ( Wala’s couloir ), определили, что тут мы и будем ночевать. Оказалось, что ночуем мы практически на высоте вершины Kostolik (2261m) и метрах в 100-150 от неё. Расчистив место под палатку и установив её, мы залезли внутрь греться и готовить горячее питьё. Какого же было наше удивление, когда через час мы увидели человека с рюкзаком. Неужели словаки-альпинисты?! Но нет, из разговора с ним выяснилось, что он и его 2 приятелей - поляки. Уже потом один из них рассказал, что это их любимое место, и что они сюда приходят на 2-3 дня, не меньше. Сегодня они с приятелями идут на Zadny Gerlach смотреть закат, а завтра идут какой- то простой троечный стенной маршрут. После он пошёл неспешно ставить палатку рядом с нашей. Образовался небольшой Gerlach Base Camp. Это был хороший знак, что не у нас одних возникла мысль переночевать под Герлахом. Да и установка их палатки рядом с нашей свидетельствовала о правильности выбора места. Действительно, постепенно подошли оба его приятеля, и уже на закате они начали подниматься по кулуару.

На фото можно найти «наших» поляков. Ребята не шутили. Меньше, чем за два часа они с треккинговыми палками и без кошек поднялись и спустились на Zadny Gerlach . Спускались уже в темноте с фонариками. Было видно, что они здесь не в первый и даже не во второй раз. На следующий день выяснилось, что с Tetmajerovo Sedlo до Zadny Gerlach, действительно, совсем близко по простым скалам. Вечером открылся шикарный вид на долину, усеянную тысячами огоньками, но вечером также поднялся порывистый ветер, который не давал нам всем заснуть полночи.

30 декабря

Выбранный нами маршрут был следующий: Wala’s couloir - Tetmajerovo sedlo - Martin's route 3rd part

До седла, нитка указана довольно точно, после очень примерно, там проще ориентироваться по месту. Подъём был назначен на 5, но ветер продолжал хлестать по палатке, поэтому его отложили до 6. Где-то в 7 позавтракали и около 8 вышли.

Мне настолько не хотелось вылезать из палатки, что даже кошки я умудрилась одеть внутри. На улице было ясно, но буйствовал ветер. При подходе к кулуару (Wala’s couloir), он стих и все начали потихоньку раздеваться. Снег в кулуаре был в очень хорошем состоянии, не рыхлый, но и не фирн. В самом начале кулуара встретилась 3-метровая стеночка, которую преодолели лазанием. Ещё метров через 60 начался самый продолжительный кусок скал, метров 20. Решили идти на личной технике и без страховки. Потом опять снег, небольшие скалы, снег,... Через полтора часа мы были на седле. Седло очень маленькое, но именно тут мы и связались. Снова задул ветрюга. А мы двинулись направо по гребню. Это третяя часть от маршрута Martin's route: Tetmajerovo Sedlo- Gerlachovsky Stit Путь с перемычки до вершины, как и указано во многих источниках, можно условно разделить на 2 части: подъём по гребню и траверс полого гребня. Шли с одновременной страховкой, в некоторых местах с попеременной. Довольно хороший рельеф для страховки, поэтому ничего не закладывали, было полно выступов. Скалы хорошие, не разваливающиеся, приятно лезть. Только в одном месте был неприятный внутренний угол метра 4-5. Гребень частично покрыт снегом, натёчного льда не так много. Удивило, что в отличие от Кривана нет сильных надувов снега. По мне так этап подъёма был приятнее участка траверса гребня.

В основном траверс представляет себе спуски и подъёмы на 1-3 метра, но иногда были прямые участки, по которым мне приходилось передвигаться на четвереньках. Не то чтобы я боюсь ходить по таким участкам шириной в полметра с пропастью по обе стороны, но ветер был такой силы, что при порыве меня могло просто сбросить вниз. Полтора часа от седла и мы на вершине Герлаха!

Тут есть книга, где можно отметиться, что мы и не преминули сделать.

На вершине стоит крест и обзор просто великолепен. Возможно, мы бы и задержались подольше, но ветер гнал вниз. Спуск по пути подъёма занял чуть более 2 часов.

На седле мы снова развязались. Снег в кулуаре раскис, но не сильно. Ручьи струились по скалам и всё стало мокрое, тем не менее спуск по кулуару мне понравился, как и всё восхождение.

Есть ещё вариант спуска по Batizovska proba – это стандартный и самый быстрый путь спуска, но мы им не воспользовались по 2 причинам. Во-первых, самый быстрый тот, что хорошо знаешь, а во-вторых, мы бы спустились сильно ниже палаток.

Придя к лагерю, собрали его и пошли вниз. Следов поляков не обнаружили ни в палатке (так выглядело), ни на стене. Но они, наверняка, были на маршруте. Только затемно спустились вниз, где нас уже поджидал бусик.

А мне до сих пор не верилось, что сегодня мы побывали на вершине. Позже, анализируя восхождение, пришли к мысли, что успех был обеспечен правильной тактикой и ориентацией на прогноз погоды от словацкой спасательной службы. Вечером выяснилось, что вторая группа (Марго, Рома, Стас, Саша и Саша К.) успешно взошла на Koprovsky Stit (2363m). Поэтому всех сегодня можно было поздравить с вершиной. Ещё ребята рассказали, что хижина под Рысями открыта и туда толпами ходит народ. Были слабые предложения сходить на Рыси, но решили оставить задел на будущее.

31 декабря-1 января

Сегодня был шикарный солнечный день, но после вчерашнего восхождения хотелось отдохнуть, да и Новый Год на носу, поэтому мы отправились в Stary Smokovec, прогуляться по магазинам, дойти по лыжной трассы, и осуществить давнишнюю идею продегустировать все виды Татранского чая. Лучший из 6 видов (22%, 32%, 42%, 52%, 62%, 72%), по мнению большинства, оказался персиковый 42%. А потом дома отмечали Новый Год! Уже в 10 утра 1 января уселись в машину и отправились домой через польские горячие источники. 2 января к началу работы прибыли в Ригу.