Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

Гора - это прежде всего, понимаешь, друзья,
С которыми вместе по трудной дороге шагаешь.
Гора - это мудрая лекция "Вечность и я".
Гора - это думы мои о тебе, дорогая.
(c) Ю.Визборас

Некоторые события и иллюстрации будт пережаться с Аниным отчётом, но открою секрет, что это одна и та же поездка. ;)

Предисловие (а куда ж без него?!?) март-июль 2011

По большому счёту, в горы я в этом году не собиралась, но стечение вполне определённых обстоятельств побудило меня изменить своё решение и снова активно готовиться к выезду в горы в этом сезоне, о чём, впоследствии, я ни разу не жалела.

А дело было так: Олег Мирошников предложил поехать с группой новичков на Кавказ в а/л «Безенги». И если на тот момент Кавказ, как район меня не особо привлекал, то само предложение очень даже. После небольшого промежутка времени, состав нашей новичковой-значковой группа утрясся. Также утрясся наш план. И уже в начале апреля были куплены билеты. Чуть позже было также решено в Москву лететь на самолёте, а не ехать на поезде.

Чуть дороже, зато на день меньше в пути, да и, думаю, те же деньги «съела» бы у нас отнюдь недешёвая Москва. Так что решение было более чем правильное. Ну и бонус: отъезд из аэропорта куда приятнее. :)

На май и июнь был утверждён план совместных тренировок на башне Алдарис и в полевых условия. Чего мы только не делали на башне за эти занятия: просто лазание с верхней и нижней страховками, привыкание к высоте и глубине, лазание в кошках, драйтулинг, организация своих точек страховки и станций, передвижение по перилам, организация дюльфера и много чего ещё, что сразу и не упомнишь. Чего стоит только пробежка в горных ботинках перед началом тренировок. С каким удивлением на нас смотрели прохожие по утрам субботы, да и остальные тренирующиеся на башне Алдарис. Команда сплотилась за это время и мы были готовы ехать.

Группа

Олег — руководитель и идейный вдохновитель. Дал жизнь всему мероприятию.

Толкун — опытный горовосходитель, которые не давал нам скучать. Йогнутный. Легендарен фразой «Всё равно все помрём», иногда звучавшей в самом неподходящем месте. ))

Вовка — также опытный горовосходитель. Человек с камерой или «летающий Вован». Известен вопросом «Выгодное дело?».

Аня — один из важнейших людей в походе, т.е. завхоз. Благодаря её стараниям, питались мы превосходно, а я отдыхала от слегка опостылевшей мне должности, с удовольствием наблюдая, как она работает. На маршрутах вынослива и морально устойчива.

Надя — медсестра в этой поездке. Каждое утро выдавала нам энергию в виде витаминок. Источает позитив и готова к новому опыту.

Вадик — помощник по снаряжению. Брал в свой большой рюкзак столько, что непонятно, что там было и как это можно занести на гору. Осторожен и выдержан.

Настасья — собственно я. Выполняла не менее важную функцию — бухгалтер, а посему главной фразой была «денег нет» :) (не без гордости) - обладатель самого лёгкого рюкзака .

alt

Начало (22 июля - 23 июля)

Выдано общественное снаряжение, деньги поменяны, аптечка собрана, билеты распределены. Неделя сборов прошла в раздумьях брать ли с собой томик Пушкина, или лучше всё-таки пуховку. Но Кавказ не даёт шансов на культурный отдых. Из-за перелёта компанией «РусЛайн» наш багаж вместе с ручной кладью был номинально ограничен 20кг. У всех багаж вместе с ручной кладью получилось по 25-27 кг. Мне удалось собрать 22кг, и это с ботинками внутри ручной клади. Намёки, что я что-то всё-таки забыла - не оправдались. Оправдалось потом то, что как не собирай по минимуму рюкзак, всё равно найдётся 2-3 вещи, которые ты так и не используешь. Так что в аэропорт я приехала, как белый человек в сандалиях. К счастью в аэропорту не было никаких инцидентов, зато приехала целая толпа людей, желающих нас проводить, и было очень приятно видеть родные лица, которым не безразличен наш отъезд. В самолёте компании «Трансаэро» нас неожиданно кормили.

В Домодедово нам предстояло провести ночь. Ну и она пролетела. Большая часть группы пыталась устроиться на креслах, Аня с Вадиком решили вести половую жизнь и ушли куда-то спать на пол. Толкун, не спавший всю ночь, как оказалось, внушает доверие людям: за это время 2 или 3 человек просили присмотреть его за вещами. Он всем отвечал, что присмотрит, конечно, только если там нет взрывчатки. Никто не сознавался, пришлось присматривать.

Проблем с багажом у Руслайна не было вообще, так что нечего было беспокоиться. Ручную кладь вместе с багажом не взвешивали, как изначально было сказано при покупке билетов, т.е. главное чтобы багаж не перевалил за 20кг. Перелёт был приятный, чего не скажешь о Нальчикском аэропорту. Не то чтобы он был неприятный, но зал прилёта, совмещённый с получением багажа, был около 40кв.м. О туалете думать даже не пришлось. Паспорта тоже естественно не проверяли. Из комнатки нас выгнали на улицу ещё до получения багажа. Логики я в этом так и не увидела, учитывая, то обратно пустили почти сразу.

Следующий пункт базар. Закупка происходила 2 группами. Судя по рассказам о событиях 3-ёх летней давности, продукты тут значительно улучшились. Мы купили обалденную тушёнку, первоклассную колбасу, что раньше было реальной проблемой. Понятно, что с фруктами, овощами, крупами, сладостями и другими продуктами проблем не было. Тут же и неплохо пообедали мантами.

Дорога из Нальчика до а/л «Безенги» занимает часа 4. Но как-то я её не запомнила, т.к. занималась привычным для себя делом в таком случае: телепорт по средством сна.

Альплагерь «Безенги»

Лагерь нас встретил лёгким дождичком. А посему известие, что из-за отсутствия свободных каркасных палаток нас поселят в 6ти местную комнату с большой скидкой, была встречена с особенной радостью.

Альплагерь поразил своими масштабами, это оказалось целым посёлком. Во всяком случае по размерам можно спутать, но видя людей в Салевах, Редфоксах и прочих Басках, понимаешь, что всё-таки это не обычная деревня. Уже вечером по приезду мы посетили местную столовую. Ужин начинается в 20:00, и об этом извещает звонок. Столовая меня покорила с первого ужина. Еда незамысловатая, но всё безумно вкусно, по-домашнему. Окончательно вынесла мозг ещё тёплая и тающая во рту булка. Приятно поражала девушка разливающая чай. С филигранной точностью она наливала горячий напиток до краёв, не проливая ни капли, и почти не останавливаясь между кружками. За столами у стенок сидели серьёзные инструктора, спасатели, работники лагеря. В остальной части огромной столовой — посетители, весело обсуждая что-то и смеясь. Организм бурлил и жил своей жизнью, а ты пытался незаметно влиться сюда и стать его частью.

В тот же и на следующий день в лагере были замечены 2 вертолёта. Для богатых и пузатых заброска в любое место теперь не проблема. Позже, слыша звук вертолёта, мы шутили, что опять кто-то на подход к горе полетел. Конечно, иногда они используются и для спасработ...

Как оказалось, это было всего пару дней, когда вертолёта стояли в лагере. В лагере есть магазин. Тут можно приобрести одежду, карты Мегафона и интернета, разные мелочи, книги и прочую литературу. Книжек я впоследствии купила очень много. Всё это с небольшой, но вполне понятной наценкой.

На продуктовом складе есть всё, что нужно для выходов и восхождений. По большому счёту можно даже было не заезжать на базар. Стоит на 20% дороже, чем обычно, но опять же по понятным причинам. Здесь есть крупы, тушёнка, порционный сахар, джемы, чай, фрукты, овощи, молочные продукты.

Ещё в лагере есть прокат снаряжения. Туда я так и не добралась, но журнальчик-каталог фирмы Petzl на русском языке и с очень интересным содержанием захватила домой.

Недавно в альплагере выросло новое здание «Тёплый угол» с огромным кафе и комфортабельными комнатами. Туда, в шикарные кабинеты, переехали начальник лагеря Алий Хусеевич и бухгалтерия в лице Зухры Хусеевны. Только вот КСП никак не хочет переселятся из старого места.

Лагерь Безенги, действительно, продвинутый. Здесь есть даже спутниковый интернет по умеренным ценам, если брать во внимание, где ты находишься. 100 рублей – 40 минут. При хорошей погоде он даже довольно шустрый. Незаменимая вещь. Именно при помощи него мы могли отсылать сообщения на Родину даже со свежими фотографиями. Телефон работает только в базовом лагере. Роуминг доступен только для клиентов LMT.

Первые дни в лагере (24-25 июля)

И вот наш первый акклиматизационный выход на Миссис Кош. Моросит дождик. Рюкзаки небольшие, но всё-таки тянущие вниз. Идём, не останавливаясь, около полутора часов. Темп терпимый, но ожидание остановки, которой, как оказалось потом, не предвиделось изначально, казалось, удлинило наше расстояние. Имея некоторый опыт, я знала, что уже через несколько дней такой же выход показался бы мне детской забавой, но на то это и был акклиматизационный выход. В конце поляны стоит хижина. Поляна Миссис Кош напомнила нам лишний раз, что горы есть горы, и есть те, кто находит себе здесь вечный покой. Здесь есть и места захоронений, и памятные таблички, коих очень много. До возникновения а/л Безенги, именно эта поляна служила базой для альпинистов. Обратно шли по морене.

В этот же день после перерыва пошли на скалы в «Нижний сектор» (Новичковый сектор). Скалы были скользкие. Бодро начав скальный маршрут «Бодун» 5с в ботинках, я начала понимать, что стоило всё-таки размяться где-нибудь попроще. Но слезать ведь уже не солидно. Пришлось со скрипом добить его, пройдя слегка не по маршрутной линии. Но остальные потом лезли также как и я, т.е. отклонившись от задумки авторов. Интересный маршрут «Плита», где всё идётся на трении даже не по мизерам, а по лёгкой неровности поверхности. Плита небольшая, но интересная. Начавшийся дождик согнал со скал, и на сегодня наш тренировочный день можно было считать окончившимся.

На следующий день у нас были тренировки на 1ом футбольном поле по пути к Брно. Погода стояла отличная. Сегодня тренировали передвижение по скалам и страховку. Естественно, с собственными точками страховки. Разделились на 2 связки Аня-Вадик и я-Надя. Вообще это деление на связки было типично, т.е. именно такие связки и планировались изначально. Обе связки работали параллельно, объединившись в конце для организации дюльфера. Олег неотступно следил за обеими связками. С каждым дюльфером к каждому из нас приходило всё больше и больше понимания, что от него требуется при работе на станции, где его место, и что можно сделать для улучшения ситуации. Толкун с Вовкой в это время загорали и ходили по склонам в трусах и вибрамах. В общем не скучали.В этот же день нас обучили навыку укорачивания верёвки при ходьбе в двойке, тройке и четвёрки.

После обеда отправились в лагерь. Нам предстояло собираться к выходу в Тёплый угол. В очередной раз я с удовольствием смотрела на работу Ани и порадовалась, что на этот раз участи завхоза мне удалось избежать. Аня готовила продукты, Надя пыталась собрать аптечку так, чтобы не превысить установленный Олегом весовой лимит, Вадик делил снаряжение, а я отдыхала. Достаточно необычное для меня состояние в походе, но сейчас я им наслаждалась. На выход мне удалось собрать рюкзак весом в 14кг, для сравнения у девчонок рюкзаки были где-то по 16кг, у Вадика все 21. Вспоминая прошлый год, я просто была счастлива, т.к. ещё тогда для себя решила, что больше не буду таскать в горах рюкзак больше 16кг. Всё-таки облегченное снаряжение — большое дело. Не зря были приобретены лёгкий рюкзак и спальник, а также четко пересмотрено содержимое рюкзака перед походом. Пришлось, как вы помните, пожертвовать не только томиком Пушкина, тяжёлым фотоаппаратом, но и другими «полезными» вещами.

Первый выход, Тёплый угол (26-30 июля)

Выход был намечен на 7 утра, соответственно подъём в 6, чтобы идти не по жаре. Достаточно быстро и без проблем дошли до поворота на Тёплый угол. Там же бросили вещи, поставили палатки и пошли к леднику Мижирги для продолжения курса тренировок. Мы учились ходить по ледовому склону, лазили по ледовым стеночкам с молоточками, а во второй части занятий учились организовывать станции на льду, с энтузиазмом проделывали проушины Абалакова, постигали магию самовыкручивающихся ледобуров. Погода стояла жаркая и обратно мы с Надей шли в минимальной одежде. :)

На следующий день быстро добрались до Тёплого угла, нашли хорошие стоянки прямо перед Арбузом (ледник) в стороне от основной массы, по традиции попили чайку и отправились на продолжение ледовых занятий, но сейчас уже на леднике Малый Укю. Вытаскивание из трещины (у нас трещиной являлась речка в леднике), хождение в связках по ледовому склону, опять же организация станций, дюльфер и прочие полезные навыки. Вечером смотрели телевизор: с Арбуза стреляло и днём, и ночью. Можно глядеть часами на это зрелище, т.к. в это время суток стреляет там каждые минут 5-10. А идя на Шхельду смотреть и молиться, чтобы очередной камешек до тебя не долетел. С погодой нам везло, иногда мне удавалось позагорать. Правда, когда солнышко скрывалось, хотелось накинуть что-то на себя. Ночи были относительно тёплые, мне было жарко в палатке в своём RedFoxовском 600гр пуховом спальнике, а Толкун и вовсе все ночи проводил вне палатки. Да, надо было всё-таки брать плейер с собой, а так приходилось петь самим, распугивая народ по палаткам. Двое без голоса и слуха это, видимо, тяжело переносится окружающими.

И вот последний день тренировок. Снежные тренировки происходили на склоне Думалы. Толкун и Вовка ходили в это время на перевал, и нашли там озеро, где даже искупались. Мы же учились передвигаться вверх, вниз и траверсом по снежному склону. Изучали различные виды станций на этом рельефе, сами тестировали их, и потому видели слабые места каждой из станций. Например, самый простой - вкопанный вертикально ледоруб - выдёргивается на раз. Т-образный нам так и не удалось выдернуть, приложив усилие пятерых. Естественно, в программе было также самозадержание на снежном склоне и глиссирование. Мокрые, но довольные мы вернулись в лагерь, готовиться к первому восхождению, для кого-то в этом году, а для кого-то и вообще в жизни. Вечером Олег провёл теоретическое занятие по обвязкам: как сделать верхнюю обвязку из различных подручных средств и соединить её с нижней частью, как сделать полностью систему из куска основной верёвки или кордалетты.

Маленькая ремарка. 4 участника. 4 горы. Каждому Олег поручил условное руководство восхождением. Задача условного руководителя: найти описание, изучить маршрут (ещё в Риге), знать подход к началу маршрута, подготовить необходимое снаряжение, распределить людей в связках. Естественно, всё это под контролем и с помощью Главного руководителя. Но порой направляющая сила была настолько незаметной, что казалось, ты всё делаешь сам. Оттого появлялась уверенность. Есть люди, которые умеют вселять спокойствие и надёжность.

Итак Гидан по Западному гребню 1Б, руководитель – Вадик. Он очень ответственно отнёсся к своей должности и накануне сходил в цирк Гидана, просмотреть маршрут, а также разузнал у соседних групп о маршруте. Не смотря на это, абсолютной ясности не было с маршрутом. Вернее некоторые сведения противоречили друг другу.

Ещё затемно в 4:30 мы встали, некоторые группы уже к этому времени ушли на маршруты, но мы не особо спешили, хотя и не особо тормозили. Не хочется идти в темноте. Минут за 45 все были готовы к выходу и как раз рассвело. На завтрак делаем пюре и чай. Очень удобно и быстро. Не спеша, переваривая утреннюю пищу, выходим в цирк Гидана. Здесь открываются новые виды, даже как-то неожиданно. Оба руководителя начинают обсуждать куда же всё-таки идти. Придя к консенсусу, продолжаем идти по осыпи, но уже на гребень. И вот мы на гребне. Пора связываться. Гребень представляет собой смешение скал, снега, и даже был кусочек крутого льда. Я иду последней. Это не менее ответственно, чем идти первым, но мне нравится. В одном месте даже вешали дюльфер (это при подъеме на вершину). Видимо, не одни мы такие, т.к. петля совсем свежая. Везде есть куда улететь и надо быть начеку. Неожиданная 1Б. Если сравнить с Рузираватом, то тот маршрут стал бы 0Б (знаю, что такого нет) в моём понимании. Именно от неожиданности в одном месте (крутой лёд) было страшновато. Когда ты морально готовился к чему-то легче, а тут такое. Но это момент, в остальном душа ликует и рвётся в бой. Вершина! С неё открывается вид на Эльбрус, Казбек, Ушбу и, конечно, же все вершины в округе. Олег проводит экскурсию по вершинкам района. Спуск по тому же маршруту 1Б. На спуске тоже место (ледовый крутой участочек) мне преодолевается легко.

Доходим до места, где начали свой подъём по гребню. Вниз было легче. Но нас ещё ждёт спуск. Ох уж эта сыпуха. Пока дошли до палаток, она измотала всю душу. И не держит нифига, все камни лежат нестабильлно, и не съехать нормально. Вернулись в лагерь в 2 часа дня. Сразу супчик и чай. Завтра нас ждёт Укю по Южному гребню 2А. На этот раз руководитель я. Маршрут чисто скальный, но не совсем понятно откуда он начинается, и брать ли кошки. В итоге выясняю опять же у соседней группы, какая именно подъёмная сыпуха наша. Кошки решаем брать, чтобы идти по леднику.

Подъём в 4, выходим в 4:45 ещё затемно. Веду группу по тропе, вспоминая этот же путь днём. Он не узнаваем и только турики помогают ориентироваться. К началу ледника светает и можно погасить фонарики, одеть кошки. Как оказалось решение идти по леднику и в кошках было самое разумное. Такой способ передвижения занял минимальное возможное время. Дойдя до подъёма на гребень, оставили кошки и некоторые рюкзаки. В начале приятная крупная осыпь, камни достаточно хорошо лежат и можно быть более или менее уверены, что они не перевернутся под твоим шагом. Ещё в лагере предугадала время подъёма на гребень. Так и было в 7:30 мы уже стояли на нём и связывались. Как руководитель (пусть и условный) я могла определить, кто идёт первый. Ну тут у меня вопросов вообще не было, со стороны Олега тоже. Я шла первой. Как долго я этого ждала. Маршрут в большинстве своём был логичный. Регулярно использовались френды и петли для организации промежуточных точек и станций. Единственное одно место было камнеопасным. В остальном очень приятное лазание. Ощущения на вершине непередаваемые. Внутри всё ликовало и светилось. Словами не описать. Хотелось лезть дальше и больше, я ведь только разошлась, а уже вниз.

На другом гребне увидили бакинцев. Оставили им записку и перекус. Быстро фоткаемся и вниз, тем более погода пасмурная, а со стороне Грузии виднелся надвигающийся фронт. На спуске на камнеопасном участке встретили белорусов. Пришлось ждать около часа, пока они пройдут этот участок, чтобы не скидывать друг на друга камни. Спуск прошёл без приключений. С гребня до ледника где-то половину пути есть спусковая сыпуха. Меня упрекали в том, что не организовала полностью такую :) Эх тяжкое бремя руководителя... По-моему, уже в 13:00 мы были в лагере. Как раз есть время пообедать и идти в базовый лагерь. Прощаемся с Арбузом и валим вниз. Вот она ставшая уже родной комната. Ну и все сопутствующие мероприятия после возвращения в лагерь: грушевый напиток, помывка, отъедание, празднование, сообщения близким, что всё в порядке, сон. Благо Безенги в этом отношении вне конкуренции. А я и вечером не могла отойти от горы. Меня всё ещё не отпускало, мысленно я всё была на горе. На данный момент это мой самый эмоционально богатый маршрут и гора.

Дни отдыха (31 июля – 1 августа)

На следующий день можно было спать почти до 8, т.е. до завтрака, но мне не спалось, иуже в 6 я встала. Чтобы скоротать время, пошла гулять по лагерю и вокруг. Далеко заходить не хотелось, всё-таки это Кавказ и одиноко прогуливающиеся женщины могут быть неадекватно восприняты. После завтрака особо желающие пошли на скалы: Олег, Толкун и я.

Сначала пошли опять в Новичковый сектор, пролезли там другие маршруты. Я лезла можно сказать босиком. Пришлось одолевать 6а «Первый». Он показался легче и логичнее, чем соседний «Бодун» 5с, которую мы мучили в прошлый раз. Там же занималась новичковая смена лагеря Безенги. Было и смешно и грустно от некоторых сцен.

1. Большому бугаю, обвешанному самой разнообразной снарягой, инструктор кричит сверху, сбрасывая верёвку для верхней страховки, что надо завязать мол восьмёрку. Парень стоит и просит девушку рядом помочь.

2. У них на маршрутах инструктор повесил верхнюю страховку и верёвку для дюльфера. Девушка лезет маршрут, но не может пролезть ключевое место. Ей кричат: «Хватай дюльфер!» (имея в виду, чтобы она подтянулась за верёвку, и пролезла ключ). Она кричит в ответ: «А что такое дюльфер?»

В общем, народу наверняка всё это рассказывали и даже больше. Но базовые вещи (а что такое дюльфер и как вязать «восьмёрку» - это ж та самая база) вылетели из головы. Конечно, не все такие.

Потом нам надоело лазать по одному маршруту, остальные были заняты, поэтому мы пошли искать Канадский сектор. И как оказалось не зря. Подхода натоптанного к нему нет, поэтому приходится просто ломиться по травянистому склону. Но те два маршрута, которые были там, оказались очень приятные. В моих тапках было не очень удобно лезть, но всё-таки один маршрут я пролезла, на другой не было уже времени особо. Появилось чувство удовлетворённости. Well-done, как говориться. Пора обедать. Наши сделали вкусненький супчик, который мы умяли, сразу как пришли.

Следующее утро я уже привычно встала сразу после 6, понимая, что больше спать мой организм мне не даст. После завтрака Олег провёл занятие по способам транспортировки пострадавшего в горах. Транспортировали всяческими способами: используя верёвку, рюкзак, треккинговые палки, ледорубы, и даже палатку, а также комбинируя эти подручные средства. Потом долго и усидчиво вязали носилки из основной верёвки. Ну и напоследок соорудили акью. По прошествии занятий ребята (Вадик, Надя и Аня) ломанулись к водопадам и вернулись только к 4, а я решила полностью отдыхать перед выходом, и с блаженным удовольствием просидела остаток дня, ничего не делая. Ну может изредка читая и ходя по перилам. У нас с Толкуном было развлечение: передвижение по перилам. Только перила не верёвочные, а железные трубы, служащие ограждением у домиков. Ну и весь день можно было созерцать, как народ точит кошки, пилит свои ботинки, зашивает вещи. К вечеру стали собираться ко второму выходу, теперь уже на Австрийки.

Всё-таки дни отдыха – неотъемлемая часть, даже если тебе кажется, что силы есть, и зачем всё это нужно, когда у тебя прёт энергия, то надо прислушиваться к советам старших товарищей и полностью отдыхать. Силы никогда лишними не бывают. Тем более, что впереди совсем нелёгкий переход, и такие же непростые маршруты.

Второй выход, Австрийские ночёвки (2-5 августа)

Австрийские ночёвки – это вам не Тёплый угол, тут всё суровее. Подход занимает много времени 6-7 часов. Идёшь по леднику, пейзаж и рельеф меняется медленно, что несколько утомляет. В этот раз нам повезло и Безенгийский ледник на повороте – открытый. Значит идём не связываясь, что заняло бы лишнее время. За всё время фактически только один крутой подъёмчик, но и он преодолевается без проблем. И длинная финишная прямая, когда хижина Джанги Кош уже видна, но приближается она очень медленно. Весь оставшийся день мы отдыхали и готовились к завтрашнему восхождению на Селлу по Южному гребню (2Б). Особенно тщательно пытались понять, где же начинается маршрут, и у тех же групп что и в Тёплом углу пытались узнать эту информацию. Если на прошлых стоянках мы наблюдали камнепад, то здесь на арене выступали многочисленные лавинки. Да и вид Безенгийской стены с её вершинами внушал большее почтение. Стена грандиозная, конечно. И один только вид на неё стоит похода на Австрийские ночёвки.

Ночью дуло, иногда казалось, что порывы слишком сильные. К утру из-за этого спалось плохо. Встали как всегда затемно, ночь тёплая, также затемно вышли. В темноте прошли один ледовый склончик, который уже по возвращению в лагерь вызвал недоумение, как же мы тут шли утром при свете фонарика. Без остановок (только для одевания кошек) дошли до подхода к маршруту, связались и начали движение вверх. Скалы сильно сыпят, двигались с одновременной страховкой, я замыкающая. После того как мимо меня просвистел реальный чемодан, было решено двигаться хоть медленней (принимая друг друга на), но осторожнее. Уже тогда стало ясно, что мы шли слегка не там, но поворачивать было поздно. Все держались молодцами, никто не ныл, не стонал, а мужественно шли вперёд. В принципе путь, который мы избрали, был не меньше той же 2Б, но с описанными трудностями. Весь день нас сопровождал сильный порывистый ветер. Когда вышли на нормальный гребень, все вздохнули с облегчением. До вершины далеко, но скорость наша заметно увеличилась, поэтому дошли достаточно быстро.

Спуск был гораздо яснее подъёма, и тут уж мы не плутали. Один из этапов спуска – закрытый ледник. Шла последняя в связке. В одном месте, наступила в уже существующий след и провалилась по пояс. Рывка не было, и сначала я даже думала, что вылезу без верёвки, но оказалось, что каждое движение способствует моему дальнейшему опусканию вниз. Вся связка остановилась и с интересом смотрела на меня, потому что я смеялась, хоть и половина меня была под снегом. В общем пришлось вытягивать саму себя за верёвку. Как оказалось, провалится – не так уж и страшно, если соблюдаются все правила техники безопасности. После этого проваливалась ещё раз, но только одной ногой. В общем спуск в лагерь занял немало времени. На подходе к лагерю нас встретили Толкун с Вовкой. По нескольким причинам они решили отказаться от своего восхождения, поэтому были уже в лагере и сделали нам супчик. Было очень приятно.

Вечером в лагере у группы чувствовалась усталость. Не все горели желанием идти на завтрашний маршрут на ту же Селлу, но уже по Северной стене Западного гребня (3А). Маршрут ледово-снежный. У меня сомнений не было, что надо идти, но я молчала, ждала, пока состоится общий совет. Олег сказал, что мы можем не идти, но если, действительно, не пойдём, то скорее всего пожалеем уже через день об этом. И я в этом совсем не сомневалась. В итоге всей группой решили, что если погода будет благоприятствовать, то идём. Во время ужина пошёл дождь. Кстат это был первый серьёзный дождь за последние 10 дней. Вот такая аномальная погода была у нас в Безенгах. Шёл дождь почти всю ночь, но к утру прекратился. Значит, пора собираться на выход!

Мы идём на маршрут 3 к.с. Новые горизонты, новый опыт. То чего я ждала с замиранием сердца и тайно заговаривала, чтобы сложилось. И оно-таки сложилось. Анечка – условный руководитель этого восхождения, довольно шустро довела нас до самого маршрута мимо трещин ледника и других прелестей. По описанию было так, что из 7 верёвок – 5 ожидалось снега и 2 льда. Подойдя к маршруту, оказалось, что все 300-350 метров лёд. Вадик вызвался идти первым и провешивать перила. Мужик! :) Первое препятствие – бергшрунд. Начинает его переходить. Первый вопрос «Олег, а это нормально, что я ухожу по пояс?», через секунды 3 «Олег, а это нормально, что я ухожу по грудь?». Ладно, ищем получше переход через бергшрунд. :) И дальше Вадик мужественно провешивал перила. Почти сразу выработалась тактика прохождения, и именно так мы и продолжали весь склон. Механизм работал как часы, каждый знал своё место и выполнял свои обязанности на все сто. Даже удивительно, что находясь на ледовом склоне (а он был градусов 50+-5) не чувствовался страх высоты, хотя глубина ощущалась очень хорошо. Где-то на середине склона вышли на связь. Выяснилось, что произошло ЧП, сорвалась связка двойка на М.Укю. Подробности не ясны, но вроде все живы. В воздухе повисла тишина, каждый думал о своём. Иногда мне удавалось доставать фотоаппарат (спасибо Яне) и заснимать работу. Не прошло и 7 верёвок, как мы вышли на гребень, а там уже, как по закрытому леднику в связке шустро добрались до вершины.

На вершине группа из смены новичков, идущих по 2Б. Мы на 5 минут забрались на вершину. Некоторые из них, по-моему, даже не понимали, что они перешагивают собственно саму вершину. А Олег уже гнал нас вниз: их (новичков из смены) тут было человек 15, и если мы потеряем драгоценное время, то придётся ждать пока все они спустятся, а этого ой как не хочется, тем более, что времени на часах уже не мало, да и на вершине были вчера. Слегка обогнав первых людей из соседней группы на гребне, мы вышли первые к сыпушному склону и быстро спустились на ледник. По закрытому леднику на сей раз прошли вообще без приключений, хоть и выбирали порой отличный от вчерашнего путь. Видела дырку, куда провалилась вчера. Да, не хотелось бы туда попасть без верёвки. Ещё рывок и мы в лагере. Вернулись уже слишком поздно, чтобы валить вниз на базу, да и силы уже не те. Вовка и Толкун решили всё-таки идти. Отдав фонарики и пожелав им удачи, проводили их взглядами. Доберутся, куда денутся! А мы отдыхали, разбирали восхождение и подъедали остатки еды, т.к. сегодняшний ужин и завтрашний завтрак вне плана. Но получилось очень даже шикарно.

С утра чувствуется отличная погода, не смотря на то, что дождь шёл с вечера и всю ночь. Я как всегда проснулась ещё до 6: организм привык к ранним подъёмам и отвык от будильников. Подняла остальных и, главное, Надю ;) , ведь мы сегодня дежурим. Настроение отменное, погода такая же. Вниз шлось тяжелее, то ли виной верёвка, которая потяжелела больше, чем на 2 кг, то ли тот факт, что я уже расслабилась после последнего восхождения в этом сезоне в Безенги, то ли это был нудный ледник, то ли просто общая усталость, или понимание того, что сейчас мы придём в базовый лагерь и на этом наше мероприятие закончится. А может, навалилось всё это вместе. Почему-то запомнилась фраза Олега, который шёл сзади и также как и я, видимо, пытался срезать углы «А моя прямая прямее твоей прямой :)» В общем, отход был тяжёлым. В лагере нас встретили довольные Вовка и Толкун, они уже постирались, помылись и отъелись. Нас же ждал традиционный грушевый напиток сразу по приходу, арбуз и всё что полагается делать базовом лагере. :) До вечера собирались и решали разные организационные вопросы. Радостный и грустный прощальный ужин. Радостно от того, что всё задуманное удалось, а грустный, от того, что всё очень быстро закончилось.

Дорога домой (6-7 августа)

Ночные прощания и вот мы уже катим вместе с местным джигитом на его тюнинговом УАЗике к аэропорту. Чтобы не боятся, лучше было спать. Доехали за 2.5 часа, вместо положенных 4. С аэропортом в Нальчике дело было так: в здание аэропорта пускают только за 1.5 часа. Фактически самая серьёзная проверка документов происходит на входе. Ручную кладь мы оставили на скамейке и к регистрации подошли только с багажом. Никаких проблем с перевесом не было. На регистрации у меня взяли только билет, когда дала паспорт мне сказали «Девушка! Что вы меня путайте, заберите свой паспорт, я вас уже зарегистрировала». Дальше на досмотр, там всё тоже смешно, по-домашнему :D Слегка смотрят паспорт, слегка смотрят через телек содержимое ручной клади. И почти в этом же зале выход на посадку. Смешной аэропорт. Москва. Рига. Дом!

Итоги

Весь план выполнен более, чем на 100 процентов. Тому способствовала грамотная акклиматизация, наличие достаточного отдыха, сплочённость группы, погода и собственно сам тщательно продуманный план, который не был ни чрезмерным, ни недостаточным. А с погодой нам повезло, практически 10 дней не было дождя. Группа проявляла изрядный аппетит на всех высотах, не проявляла признаков горняшки и вполне себе уверенно и спокойно проходила маршруты. Спасибо всем участникам, за стойкость и мужественность. Спасибо «аксакалам» за дельные советы и юмор. Спасибо Олегу, за наставления, руководство и подаренное ощущение гор!

Лирика

Приезжаешь оттуда и перестаёшь понимать многие вещи. Но проходит некоторое время и окружающая действительность начинает незаметно поглощать тебя. Слава Богу это происходит не сразу, и ты успеваешь почувствовать послевкусие гор. Кто-то сверху распределяет кусочки счастья, надо только не зазеваться и взять то, что тебе идёт в руки.