Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

Туда не занесет ни лифт, ни вертолет,

Там не помогут важные бумаги,

Туда, мой друг, пешком и только с рюкзаком,

И лишь в сопровождении отваги.

/Юрий Визбор «Третий полюс»/

Забавно, готовишься к Горам за полгода, потом пролетает поездка и... ты снова в рутине. Но за плечами Безенги, четыре вершины, новый опыт и огромное количество впечатлений.

До а/л «Безенги» добрались очень удачно: самолёт Рига-Москва, ночёвка в Домодедово (рекомендую всем раскладываться прямо на полу, хоть выспаться можно!), самолёт-игрушка «Руслайн»,
забавный аэропорт в Нальчике (минимум персонала, талончики на выдачу багажа и зал ожидания... на улице).

В Нальчике мы закупились на рынке, потому что из-за ограничений багажа мы везли с собой только сухари. В сравнении с Самаркандом здесь рынок менее колоритный, хотя отсутствие холодильников и обилие фруктов, овощей и пряностей в павильоне меня снова поразили. Мне по-завхозовски повезло – были все продукты, запланированные в Риге, мало того, повезло с тушёнкой – она оказалась вкусная.

nal4ik

Фото 2. Город Нальчик

Дальше путь на УАЗике по раздолбанной дороге. Ничего особенного, нормальная горная дорога. Льёт дождь. В лагере это уже не ливень, а морось. Нормальная безенгийская погода! Меня предупреждали, что солнечно и жарко, как в Таджикистане тут точно не будет.

alt

Фото 3. Альплагерь «Безенги»

Первая часть сборов в а/л Безенги – акклиматизационно-тренировочная. У меня ещё никогда не было «горняшки», и тут вся наша «значкистская» (Вадик, Настя, Надя и я) группа «разочаровала» Олега – хоть бы аппетит у кого-то пропал! Акклиматизация прошла настолько мягко, что хочется всем такой пожелать! Очень понравились тренировки: скальные – особенно сползание с гладкого камня в попытках залезть на него «на трении ботинок», бухтовка верёвки для переноски и связывания друг с другом, вспоминание разных узлов и их применение.

Фото 4. Скальная тренировки

Фото 5. Толкун лезет на мизерах

Через пару дней мы уже готовились на первый выход. В домике явное оживление, все собираются и только Толкун с Вовой спокойны. Отговариваются фразой, что собираться с вечера – плохая примета :). Да, собирать рюкзак – надо уметь, а им опыта не занимать! Я «парюсь» дольше всех: надо взять еды на пять дней выхода, распределить между всеми. А тут ещё меня «урезали» до максимум 500 г в день на человека! Уложилась в 480 г. Потом обычный ужин – плов с бараниной, свежая сдобная булка и чай... Мы в лагере решили питаться в столовой – проще. Тем более, что готовят там очень вкусно, много и разнообразно.

26 июля – день Анны в Латвии. Мы выдвигаемся к Тёплому углу. Ещё три дня тренировок. Сначала к леднику Мижирги – первый осознанный опыт хождения, лазанья и даже прыганья в «кошках», лазанье с ледовыми инструментами, организация точек страховки на ледобурах и с помощью Абалаковской петли, новые Petzl'овские технологии – специальная турбинка для закручивания ледобуров.

Фото 6. Учимся ходить в кошках

Фото 7. Учимся пролезать ледовые склоны

Фото 8. Учимся крутить самовыкручивающиеся буры

А дальше – выше. К Голубятне. Тут – среди камней, на границе со «Шхельдой» (оказывается, так в народе называется «уборная» в горах ;)) – мы устраиваем свой лагерь. Специально для Толкуна – огромный плоский камень, на котором он спит и «йожится». Напротив ледник «Арбуз» – уже подтаявший и несколько потерявший свою округлую форму ледовый натёк, с которого срываются камни и с грохотом катятся вниз. Это наш «телевизор». Камни-TV.

Фото 9. Вся наша группа у Укю-кош

Фото 10. Ледник Арбуз, он же «Камни-TV»

Из лагеря мы два дня ещё уходим выше на ледник, а потом к снежному склону Думалы (интересное название для Горы – Думала... о чём?..) – ледовые и снежные тренировки. Олег нас учит вытаскивать друг друга из трещины, правильно ходить в связках, организовывать станции на снегу. И всё в режиме «реала» – и в трещину надо залезть, где у самых ног несётся ледяной поток, и вкопанные ледорубы мы со всей силой, рывком «проверяем» – один вылетает, еле успеваем увернуться от этого орудия! На снегу отрабатываем самозадержание зарубанием, что потом некоторые из нас обробовали «на практике». Очень интересно! И в лагерь мы возвращаемся с таким видом – уставшим, но довольным, что встречные уже поздравляют нас с Горой :).

Фото 11. Тренировки на леднике Укю

Фото 12. Тренировки по спасению упавшего в трещину

Фото 13. Связки на льду

Фото 14. Отдых перед восхождением

Наконец, первый выход на вершину. Гидан 1B. Я была наслышана об этой «единичке», но всё-таки она меня поразила. ТАКОЙ я её не представляла. К тому же, сравнивая её с моей первой вершиной той же категории Рузироватом... Те, кто были там поймут, о чём я :).

На каждую из запланированных 4-х вершин кто-то из нас был руководителем. Вадик подошёл к делу очень ответственно – поднялся из лагеря с Вовой и Толкуном до «цирка» Гидана и Укю. А ведь это после тренировок да по сыпухе! Зато на следующий день подход под маршрут был ясен. А дальше по описаниям, фотографиям и при поддержке Олега: до гребня по сыпухе, не связываясь, а потом связались впятером (Вова и Толкун пошли своим путём, вроде, по 2А), вооружились ледорубами и «кошками» и шли по гребню до самой вершины. Было всё: и скальные участки, и ледово-снежные, на одном из которых я «поехала» вниз (склоны крутые!), почти зарубилась, но меня опередили страхующие :). Серьёзный Гидан! А по прибытию в лагерь нас уже (на вершине-то мы встретились!) ждали Вова и Толкун с поздравлениями и традиционно-дневным макаронным супчиком. Тут же от имени царя Безенгийского Надю ледорубом и ботинком по каске посвятили в альпинисты...

Фото 15. Цирк Гидана и Укю

Фото 16. Куда же нам идти?

Фото 17. На западном гребне Гидана

Фото 18. Идем по западному гребню Гидана

Фото 19. Спуск дюльфером

Фото 20. На снегу можно разглядеть наши следы

Фото 21. И на вершине Гидана по западному гребню 1B RUS

С утра следующего дня около 4-х потрясающие звёзды, ты будто среди них, так они ярки и близки. У нас Укю по ЮВ гребню.

Приятный чистоскальный маршрут (2А), который мы, благодаря тактике и правильному подходу руководителя Насти, прошли быстро и легко. Тут уже шли двумя связками и в полном составе. Настя-Олег-Вадик-Надя и я-Толкун-Вова. Для меня это прорыв – идти первой. Хоть я и не закладывала промежуточные точки страховки, но всё же шла ведь с нижней страховкой. А ведь обычно я любыми способами от этого увиливаю! И было спокойно. То ли чувствовала надёжность идущих сзади, то ли произошёл какой-то психологический перелом... Толкун и Вова очень терпимо относились к моему медленному темпу и излишней боязливости, давали полезные советы, помогали и... хохмили :). С ними невозможно было не улыбаться. Удивительно, когда взрослые, умные и серьёзные люди не теряют детскую непосредственность и чувство юмора в любой ситуации!

Фото 22. Наш руководитель на Укю

Фото 23. На юго восточном гребне Укю

Фото 24. Немного скалолазания

Фото 25. ... и мы на вершине Укю по юго-восточному гребню 2A RUS

На вершину взошли в рекордные сроки. Видимость была не то, что вчера, когда мы с Гидана видели и мягкий заснеженный Эльбрус, и Казбек. Затягивало. В какой-то момент даже начало накрапывать, а тут ещё ниже нас увидели поднимающуюся большую группу альпинистов. Чтобы не спустить на них камень мы ждали, пока они пройдут.

Фото 26. Ждем пока мимо нас пройдет группа восходителей

Фото 27. Готовы к спуску из Теплого угла в Безенги

Два дня отдыха прошли, как положено. Отъелись, отоспались, постирались, устали отдыхать. Настя, Олег и Толкун ходили скалолазить. Вова, наверное, пересмотрел всё, что было у Олега на компе. Я, Надя и Вадик ходили к одному из водопадов, но довольно неудачно, подойти прямо к нему так и не удалось. Обманчиво-ровно-зелёные склоны гор оказались поросшими можжевельником и малиной, я в своих шлёпках и шортах там исцарапалась, будто меня пытал кто-то :). Зато прогулялись! А во второй половине дня уже надо было собираться ко второму выходу. 450 г на человека, больше сахара и круп, меньше «вкусняшек» типа лимонов и чеснока. Изюм и мятные конфетки до этого не пошли, и я их не взяла.

Фото 28. Немного тренировок по переноске пострадавшего

Gamak

Фото 29. Учимся плести гамак :)

Фото 30. А вот так транспортируют тяжело пострадавшего

Фото 31. а/л «Безенги»

Путь к Австрийским ночёвкам. Долгий, но не крутой. Шли по леднику, который всё больше и больше отступает. По бокам горы, с вымытыми склонами в виде кориатид, водопады... Впереди Безенгийская Стена. Красота непередаваемая! А у поворота ледник изрезан трещинами, глыбы натёков столпились, нагромоздились! Какой-то космический пейзаж! Уже не в первый раз за поездку промелькнула мысль: «Надо будет обязательно приехать в Безенги с красками, фотиком. Просто так. Сидеть и смотреть на всю эту Красоту!»

Фото 32. Безенгийский ледник

Фото 33. Безенгийский ледник

Фото 34. Поворот Безенгийского ледника

Австрийские ночёвки, как нас и предупреждали, оказались суровее Тёплого угла. Здесь раньше солнце скрывается за Стеной, около гребня облака закручиваются, будто центрифугой, резкие и довольно холодные порывы ветра, которые ночью грозят сдуть нас со всеми палатками... Но всё равно нам сопутствует солнце! Около лагеря бродит горная коза с козлёнком и посвистывает.

Фото 35. Хижина Джанги-кош

Фото 36. Олег и Надя думают над маршрутом...

Фото 37. Аня пишет...

alt

Фото 38. Настя слушает Визбора....

Фото 39. А Вадик фоткает

Вместо запланированной вершины 2А Дыхниауш Олег предложил нам сходить на Селлу 2Б по Южному гребню. Прохождение этой вершины было бы нам пропуском на маршрут следующей категории, к тому же на Дыхниауш уже шло очень много групп.

До Южного гребня мы не дошли. Случайно. Вроде, по фоткам и описаниям всё было ясно. Но вышли мы на маршрут непонятной категории, камнеопасный, со сплошными «живыми» камнями, где практически невозможно было организовать страховку. Мы, конечно, организовывали её, но на всякий случай не нагружали... Так гусеницей из пяти человек потихоньку дошли до гребня и... нашего маршрута.

Фото 40. Страховка на сыпухе

Фото 41. «Ребята, за мной!!!»

Фото 42. Скоро гребень

Фото 43. По греюню вверх

Фото 44. И вот она вершина Селла по южной стороне зап. гребня 2B RUS

Вершина была недалеко, и спуск тоже понятен. Но устали мы основательно, пока прошли по закрытому леднику (в трещину по пояс «посчастливилось» провалиться Насте), пока дошли до лагеря, было уже часов шесть вечера. На отдых, еду и восстановление часа 2-2,5. При условии, что запланированная Селла 3А не будет отменена.

На общем собрании решаем, что остановить нас может только непогода с утра, хотя из нас четверых только Настя категорично настроена идти. Я же, Надя и Вадик явно колеблемся. Мне приходит крамольная мысль в голову: «Вот бы заболеть!», ведь на вчерашней Селле я продрогла до костей. Ночью прислушиваюсь к шуму ветра и дождя. «Может, он не закончится?» Но это всё усталость. Как сказал Олег: «Если не пойдёте, будете потом жалеть!» И мы пошли. И совершенно не пожалели. Это был хороший снежно-ледовый маршрут, который мы преодолели за 13 часов.

На этот раз руководителем была я. Когда поднимались от лагеря к леднику, впереди шёл горный козёл. Я подумала, что это хороший знак, козёл будто показывал правильный путь. А ведь они коренные жители гор!

Фото 45. На леднике Селла

350 метров ледового склона первым преодолевал Вадик с двумя ледовыми инструментами. Он провешивал нам перила и мы спокойненько поднимались наверх. Все, кроме Нади, которая вторая должна была поскорее принести Вадиму вторую верёвку и уже выкрученные ледобуры с петлями. Ребята выложились на все 100%, и мы поддерживали темп и заряд бодрости. Но время шло, и на вершине мы были только к 15:40, а там... Через вершину с маршрута 2А валил украинский народ. Надцать человек! Причём они тоже спешили, чтобы спуститься засветло. Пока я писала записку, а Настя страховала уже уходящего вниз Олега, через вершину перелезла и «транзитом» пошла вниз девочка-украинка. Кажется, она не поняла, что она только что была на вершине. Но и мне время на «посиделки» не дали, уже пора было уходить, я на бегу зажевала шоколадку, пытаясь не наступить кошками на верёвку украинцев.

Фото 46. Та самая северная стена

alt

Фото 47. Вадик просмотрел маршрут...

Фото 48. ... и полез

Фото 49. Станция

Фото 50. Команда жумарит

Фото 51. И вновь Селла по северной стене 3A RUS

Вниз «сбежали», перегнав украинскую группу прямо на гребне. Причём Олег ещё и на связь успел выйти! Прийдя в лагерь часам к семи, поняли, что о спуске в а/л «Безенги» и думать нечего. А вот Толкун с Вовой собрались и пошли. У них сорвалось восхождение из-за того, что им дали неисправную рацию. Они не смогли выйти на связь да и непогода была. Пришлось ещё в предыдущий день вернуться на Австрийские ночёвки. А в «Безенги» они пришли по темноте и с приключениями, но потом доволные рассказывали, насколько по-другому всё воспринимается ночью.

Последний день на Кавказе. Пол дня на возвращение с Австрийских ночёвок. Ноги идут сами. На автопилоте. Пытаешься запомнить красоту вокруг. Вот из тумана выплывает свалившийся с ледяной «ножки» «гриб» – огромная глыба. Под ногами камни – каждый красивый, особенный. Прогалины в леднике. Голубой лёд. А по бокам каменисто-зелёные склоны. И шум водопадов.

Фото 52. Горные козлы

Фото 53. «Гриб»

«Безенги». Очередь в женской душевой. Оказывается я до волдырей сожгла себе одно плечо во время прогулки на водопад три дня назад. И как не заметила? Первый и последний обед в столовой лагеря (до этого мы только завтракали и ужинали там, а обедали сами). Обход территории с «контрольной» закупкой солонущего сыра-косички, вязаных носков, лимонада «Груша» и значков «Альпинист России». А вечером мы устроили праздничный ужин с тортиком в ещё неуюных помещениях нового бара «Тёплый угол». Тосты друг за друга и друг для друга, Олег раздал нам заполненные книжки альпинистов. Теперь мы третьеразрядники!

«Огромное количество впечатлений» невозможно выложить на бумаге, но, надеюсь, мне удалось передать общее настроение – поездка была удивительно удачной и запоминающейся во всех смыслах. Хочется поблагодарить Олега, Толкуна, Вову, Вадика, Настю и Надю за чудесно проведённые сборы! А ещё я поняла, что Горы не покоряют, это Горы пускают маленького человека на свои Вершины.

alt

P.S.: Кстати, хорошо, что Визбор это не пережил, но вертолёт из а/л «Безенги» заносил кого-то под маршрут, хотя я уверена, мы получили гораздо больше удовольствия, поднимаясь своим ходом и преодолевая трудности!