Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

introКак гласит пословица « Дорога ложка к обеду», у меня не вышло, в силу  объективных причин и, собственно, по общей моей несобранности. Да ещё ко всему прочему , когда моя басня была готова , то я, бездумно нажимая на клавиши, безвозвратно уничтожила свое «произведение»( перезаписала наверх др. файл)... писать , не было ни сил ни желания.
Поэтому  рассказ  публикуется в версии 2, без больших эмоций, просто рубрика «Вокруг Света».
Отдельное, большое спасибо за фотографии всем участникам экспедиции!

Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако тебе, возможно, придется для этого потрудиться.
Ричард Бах

Желание ехать на 8000м было давно, очень давно! И вот  у меня появилась возможность  стать участником киргизской экспедиции на Нанга-Парбат, я решила что еду, до конца не понимая всего происходящего....

foto01

Немного о самой горе:
Нанга-Парбат ( 8125м)– девятая по высоте вершина мира. Является высочайшей точкой Западных Гималаев. Одна из самых суровых гор мира, долгое время была первой в так называемом « рейтинге смертностей» среди восьмитысячников. Первые попытки восхождения совершались ещё в 19 веке и только  лишь 3 июля 1953 года австрийцу Герману Булю удалось в одиночку достичь вершины, в последствии его маршрут стал классическим. http://www.risk.ru/users/tom/3330/
Второе восхождение на Нанга-Парбат совершено в 1962 году  немцами Тони Киншофером  и двумя его товарищами. Маршрут проходил по контрофорсу левой части Диамирской стены. – по этому пути мы и будем подниматься.
Самый короткий путь до горы, это самолетом до Исламабада, затем по Каракорумскому шоссе до города Чиласа. Но в связи с прошлогодним наводнением в Пакистане, наш руководитель решил, что удобнее будет ехать из Бишкека на машинах.
Итак, наш путь из Бишкека до перевала Торугарт по территории Киргизии, далее по Китаю до Кашгара, ну и потом по Каракорумскому шоссе в Пакистан. Дорога обещала быть интересной и как показала жизнь незабываемой!
Hам предстояло пересечь две государственные границы, посетить Северо-Западный Китай, проехать по знаменитому Каракорумскому шоссе, переехать перевал Худжераб (самую высокую точку пересечения границ в мире), переправиться через чудо-озеро.

Часть1. Мы едем, едем, едем или долгий путь к горе.

Официально наша экспедиция началась 15 мая, моя  же в  пятницу13 мая, я в принципе не суеверна, но тут совпало... Проблема с пакистанской визой разрешилась вовремя, паспорт мне успели привезти из Стокгольма в последний момент.
Спасибо звездам и DHL!
Казалось, что все хлопоты позади, но нет, наша славная авиакомпания AirBaltic отказалась регистрировать меня на рейс, по причине отсутствия киргизской визы (она ставится по прилету в А/П Манас), нужно срочно было получить официальную бумагу от посольства Киргизии. После коротких и очень настойчивых переговоров  такая бумага появилась,  Ура! В самолёте! Лечу!

15 мая. Бишкек (столица Киргизии)
Итак экспедиция началась! Мы в Бишкеке. Вся команда в сборе, можно и познакомиться!

foto2

Наша команда:  справа-налево Дмитрий Греков- вдохновитель и руководитель, Замир Кудашев, Я (Наталия Зенина) , Николай Гутник, Анастасия Черемных , Павел Воробьев)

Провожали весело, под брызги шампанского! Напутствовали! Желали счастливого возвращения!
Сегодня в наших планах доехать до Нарына- административный центр Киргизии.
Первые 350 км пути проехали  с песнями, к моей радости до танцев дело не дошло, на месте были около 10 вечера.
Город запомнится троллейбусными проводами. Кажется,  зачем городу  с населением 35 тыс.чел.троллейбус,  ан нет, он ещё является рекордсменом, как один из самых маленьких городов мира имеющих троллейбус.

16 мая
Подъем ранний в 4 утра
День предстоит тяжелый, вероятно самый утомительный день нашего автопробега, переезд через китайскую границу. Эта «песня», в миг отбивающая всякую охоту путешествовать по Китаю(back in USSR).
В начале спокойно проежаем перевал Торугарт и подъезжаем к киргизскому пограничному посту, здесь мы первый раз  выгружаем наш багаж, затем  погрузочно-разрузочные работы будут продолжаться   раза три с более тщательным  досмотром.
Завершающая проверка нашего багажа уже происходит спустя 9 часов! от начала первой, его досматривает таможенники, пропуская вcе вещи через сканнер. Вот и первые потери. Китайская таможня конфисковала рации(ихнего же китайского производства), но это ещё не все, нам каждому при входе в помещение в ухо вставляют какую-то финтифлюшку (вероятно градусник), интересно если бы у кого-то была температура, то пропустили бы....

foto3

Китайская граница

foto4

Доезжаем до Кашгара уже к вечеру.
Кашгар –  город Синцзян-Уйгурского автономного округа.
Из городских достопримечательностей  - Ид Ках , крупнейшая по площади мечеть Китая, мавзолей кашгарского правителя Абаха Ходжи и гигантская статуя Мао Цзедуна.( мы увидели только мечеть)

foto5

Кашгар. Гостиница Eden

foto6

Мечеть Ид-Ках

Голодные (не ели с 4-х утра), быстро располагаемся в гостинице и быстрей на поиски еды. Выходим из гостиницы, впереди перекресток, движение похоже на броуновское, по дороге движутся машины и море мопедов, в различных модификациях (с  колясками, тележками), на которых умудряются поместиться , тоже не совсем стандартное кол-во пассажиров, что самое интересное никаких аварий не происходит... Переход улицы превращается  в серьёзное испытание, судьба нашей экспедиции висела на волоске....чуть не угодил под колеса брички   наш руководитель, но был в последний момент  спасён Пашей.
Дима не желает больше испытывать судьбу, и рисковать и так не очень многочисленной командой. Ужинаем в кафе при гостинице. Променад по ночному Кашкару , не впечатлил.

17 мая
Выезжаем не рано, успеваем ещё после завтрака немного погулять по улочкам старого города. Предстоит спокойный день, никаких границ, никакой переноски груза. Дальше наш путь лежит на юг  по  Каракорумскому шоссе в город Ташкурган . По дороге едем мимо очень интересных и замечательных мест, в начале проезжаем массив Конгура, затем Музтаг-Аты, но из-за погоды не удается насладиться хорошими видами....

foto7

Каракорумское шоссе

В городе были около 5 вечера. Располагаемся в гостинице. Затем уже традиционно ищем место где поесть. Из-за сильного ветра поиски заканчиваются быстро, заходим в первое попавшееся на глаза кафе. С трудом удается объяснить персоналу заведения, что мы хотим, английский они не понимают, китайского не знаем мы. Паше пришлось изображать и корову, и козла, прежде чем они поняли, что мы хотим мяса.

foto8

Ташкурган. Наша гостиница

foto9

Ташкурган. Памятник

Утро следующего дня, нас приводят на завтрак в кафе недалеко от гостиницы.
Наша трапеза состоит из рисового отвара, который подается в большой миске к нему подаются булочки(на наш вкус непропеченные) и ко всему этому «кушанью» в маленьких пиалушках маринованные овощи(редька, капуста и вероятно ещё что-то, но идентифицировать их я не смогла) Пока мы с некоторым недоумением смотрим  на наш завтрак, в кафе заходит группа китайцев, они располагаются за соседним столиком им подают тот же набор продуктов и о ужас, они сметают этот отвар за считанные минуты...потом на этой похлёбке будут работать целый день!
Завтрак был последней каплей. Очень хочется в Пакистан! К трех разовому питанию и нормальному гиду.
Но Китай так просто не сдается...
Подъезжаем к таможенному посту, закрываем китайскую визу, вещи опять пропускают через сканер и что совсем непонятно сажают на рейсовый  двухэтажный автобус. При этом пытаются взять деньги за багаж, хотя по программе мы должны ехать в  minibuse
Устраиваемся. Мне ничего, я спокойно могу вытянуть ноги , что не скажешь о других.

foto10

Китайский автобус

foto11

Комфорт по-китайски 1

foto12

Комфорт по-китайски 2

Дальше мы должны переехать через Хунджерабский перевал 4700м . Затем в Суст, где находится пограничный, таможенный и иммиграционный пост.
И вот уже на нейтральной полосе, в районе самого перевала, водитель фуры ехавшей нам на встречу не справился с управлением и его машина оказалась на боку, перегородив дорогу всем. Ребята  сооружают небольшую переправу, по ней может проехать только маленький бусик. Очень оперативно договариваются с водителем автобусика, опять переноска груза(уже на высоте, чем не акклиматизация) и мы несмотря ни на что едем.

foto13

Перевал Худжераб. Виновница остановки

foto14

Перевал Худжераб. Переправа автобусика

Вот и Пакистан!
Граница, таможня, досмотр багажа, процедура намного проще китайской. Доезжаем до поселка Пассу, тут нас ждет гостиница с романтическим названием Ambassador.

foto14a

Пассу. Гостиница Ambassador

Согласно нашей программе 3-х разовое питание и какое! После китайского отвара , мясо, курица, картошка, рис, чапати (лепешка, похожая на лаваш), горох и даже пиво! На следующий день мы должны совершить морскую прогулку, но из-за забастовки лодочников, вынуждены остаться ещё на день.
Ещё дома, я очень сильно переживала за водный  участок нашего пути, начитавшись на риске пост (Пакистан-бирюзовая смерть http://www.risk.ru/users/sierpe/15812/), (и вот они повороты судьбы, у нас оказывается тот же самый гид Самандар Хан, что и у автора статьи, да и с самим автором   будет необычный телефонный разговор в аэропорту Исламабада но... это  впереди).

foto15

Переправа через чудо-озеро 3

foto19

Переправа через чудо-озеро 4

Все оказалось не так страшно, хотя не так уж и комфортно. По капризу природы горные жители превратились в «моряков». Плавание на лодке на высоте около 3000м. Это что-то.
Водная часть пути закончена! Пересаживаемся на джипы, и держим путь в Каримабад или форт Хунза. Здесь нас ждет обед и brefeeng. Каримабад выглядит зеленым оазисом. В этих местах, живет племя Хунза с рекордной продолжительностью жизни 110-120 лет, не знающих даже, что такое зубная боль, секрет заключается в их питании, мало мяса , сырые овощи и много фруктов. Мне, честно говоря, в это совсем не верится.

foto20

Завершение водной части

foto21

Каримабад

После вкусного обеда и небольшого собрания с представителем принимающей фирмы продолжаем наш автопробег до административного центра  - Гилгит. Здесь ночуем. С утра закупаем «высотные» продукты (китайская лапша, которую в последствии никто не ел).Продукты закупали в Пакистане, потому что через территорию Китая провоз продуктов запрещен.

foto22

Гилгит. На улице

foto23

Гилгит. Закупка «высотной» пайки

foto23a

Пакистанский грузовик

Едем в Чилас, но опять нас ждет  небольшой «сюрприз». Выехать из Гилгита мы не можем, поскольку местное население, недовольное повышением тарифов на электричество, устроило акцию протеста, перегородив дорогу. Foto.24
Но наш гид оказался  хитрее...Объезжаем все это безобразие окольными дорогами, и  доезжаем до Чиласа.
Чилас,  городок на берегу Инда, имеющий даже аэропорт. Располагаемся  в гостинице, знакомимся с нашим гидом и поварами, и вечером готовим свой багаж к трекинговой части, делаем 18 мест  по 25 кг.

foto24

Выезд из Гилгита. Акция протеста

Мне очень забавным показался «кондиционер» в гостинице – это огромный вентилятор встроенный в стену комнаты, а с наружной стороны стены  приделан ящик с сеном, это сено постоянно смачивается водой, таким образом  получается хоть какая-то влажность.
Утром наш багаж увозят. Мы выезжаем  лишь после обеда, мне как обычно не сидится, хочется пойти посмотреть город, вылазка оказалась крайне неудачной, ноги в Инде помыть не удалось. В начале прибежала одна девочка, затем она привела остальных, фотоссесия началась, пришлось сворачивать прогулку.

foto25

Чилас. Фотоссесия

Взбодрила заключительная часть автопробега. Джиппинг на TOYOTAх 77-года выпуска по крутому серпантину. Машина входила в повороты практически не сбавляя скорости... а внизу пропасть.
Наконец-то на следующее утро отправляемся в треккинг на встречу нашей «мечте»!

Для местных жителей появление в ущелье нового человека вызывает интерес, а уж целая экспедиция, пусть даже состоящая из 6 человек – это целое событие! Поэтому на наши смотрины стекается много народа и конечно дети. Эти прекрасные, милые создания, на первый взгляд никогда немытые и нечёсаные, безусловно просят конфет или хоть что-нибудь..., к концу дня уже становятся похожи на маленьких ,назойливых «чертенят».

foto26

Дети гор 1

foto27

Дети гор 2

В начале немного напрягают сопровождающие с автоматами Калашникова, потом воспринимаешь это как должное. Тропа идет вдоль очень глубокого каньона реки. Красиво! Для меня все интересно  и ихние терассы (огороды), дома, растительность, удивляют березы растущие на высоте 3500м.

foto28

Терассы(огороды) – начало июля

foto32

Высота 3500м

2-ой день- переход совсем небольшой, кажется. что можно идти дальше, но оказывается проблема в наших носильщиках они не успевают с грузом.
К обеду 3-его дня  трека,  наша дружная компания доходит до АВС 4200м, вернее его нет, но от тут будет(большая поляна в начале не очень зеленая, май месяц, в конце  была просто райским уголком, море цветов и пение птиц по утрам). Foto.33
Наши носильщики уходят, вместе с ними уходят и не очень адекватные в это время года ослы (звуки которые  они  издавали  передать невозможно, вой сирены о приближающемся бедствии кажется  пустяком в сравнении с их воплями)
Мы остаемся на поляне одни нас 6 человек и ещё повар с 3-мя его помощниками.
Все у нас ещё впереди! И надежда на удачу и успех и их несбыча....

Часть2. В гостях у Нанга-Парбата.

Здравствуй ГОРА! Мы здесь немного погостим!
Она отнеслась к нам настороженно, в назначенный день первого выхода погода испортилась!

Вскоре поднялась в базу немецкая экспедиция, целых 14 человек!
С ними поднялись и три австрийских гида, у них планы были грандиозные, пройти новый маршрут! Но на деле все вышло  иначе, сначала у одного гида, затем и у 2-х его коллег случилась большая проблема с пищеварением. Так, дойдя лишь до первого лагеря, они вынуждены были свернуть свою экспедицию.
На местной культуре питания следует остановиться более подробно. Вроде продукты те же ( рис, картошка, макароны,мясо), но не подходит она европейскому человеку, хоть ты тресни. Вероятно не хватает какой-то бактерии. Дискомфорт с животом присутствовал всегда, два раза живот устраивал забастовку, по этой причине четвертый наш выход мог оказаться для меня крайним, живот прихватило по дороге в 1-ый (сразу съела две капсулы имодиума), да так, что передвигаться могла  лишь короткими перебежками, в лагерь примелась (иначе не скажешь) на часа 1.5 позже других. Все обошлось (таблетки подействовали).

Задолго до начала нашей экспедиции, внизу, с немецкой командой договорились о сотрудничестве. Поэтому на маршруте работаем поочерёдно.

Начались акклиматизационные выходы, потихоньку не спеша провешиваем кулуар (около 2500м перил из 1-ого до 2-ого), гора была к нам благосклонна, хоть и летели камни со всех сторон, но в нас ничего не попало! В наши планы свои поправки вносит погода.
Во второй выход планировали подняться до 2-ого лагеря, но из-за непогоды вынуждены были повернуть вниз, провесив перила до стены Киншофера и оставив там заброску. В третий выход провесили перила до лагеря 3, 6500м

Дневки... Их было много, очень много(намного больше чем планировалось), но мы же в отпуске!!!
Из развлечений в базе – чтение книг(получилась чудная подборочка Акунинская «Фандориана» её «японский период»,были прочитаны от корки до корки, мне раз даже приснился Фандорин, крадущийся по поляне в костюме ниндзя), баня -
отдельная палатка, в ней – обрезанная  экспедиционная бочка для горячей воды и жестяная банка (вместо ковшика), прослушивание десятки раз музыки в своих плеерах; еда – просто культ еды (съели за время нашей экспедиции наверное  козлов 6, получается каждый по козлу) , тупое валяние в палатках.
Ситуацию спасал Дима, у которого на каждый случай имелся свой анекдот или байка.

foto35

АВС 4200м

foto36

Отдых в АВС 1

foto36a

Ночь в АВС

foto36b

Лавина

Ещё очень нам помогала, связь с большой землей!
Постоянные смс-ки, звонки, трудно представить сколько народу за нас болело и переживало! Звонили ( это на спутниковый), давали консультации, передавали приветы, давали метео прогноз. Это здорового! СПАСИБО!!!!Что-бы не говорили скептики, но это нам действительно помогало!

К началу нашего 4-ого выхода, ряды немецкой экспедиции заметно поредели.
Часть восходителей после ночёвки во втором лагере решило, что маршрут очень сложный, слишком опасный и они  не рассчитали свои силы.
Их остается 7 человек.

На четвертый выход надежда была большая, объединяемся  с немецкой командой, подниматься будем все вместе, в планах попробовать дойти до вершины. Планы планами, а все получается, как получается. В лагере 3, когда мы уже собрались подниматься выше, товарищи из Германии   получили метео сводку по спутнику, прогноз на ближайшие дни совсем не подходил для восхождения, обещали наверху ветер с какой-то космической скоростью 100км/час. Планы резко меняются.
Немецкие восходители – все дружно, очень оперативно, сворачивают свой лагерь и вниз в базу.
Мы все же пойдем наверх, но уже без барахла, провесим дальше перила, на сколько хватит веревки(спасибо немцам, хоть веревку оставили), ещё одна ночевка на 6500м  и тоже вниз, в базу, на отдых.

Ну что ж, немецкая команда сказала нам окончательно «Auf Wiedersehen» , и мы остались одни, впрочем это было ожидаемо и предсказуемо с самого начала. Так, отдохнув несколько дней, выходим на 5-ый, как все понимаем, заключительный выход.
По прогнозу погода нас радовать не обещает(такая же как последнюю неделю), а вдруг ....

foto37

Нам пожелали удачи!

День первый.
Выходим уже традиционно после обеда.
Не успели дойти до ледника начался дождь, такой  мелкий, противненький . С каждым разом прохождение ледопада становится все сложнее и опаснее.

foto38

Ледопад

Подходим к первому, лагерь опустел, все растаяло, пришлось переставлять палатку, но немного позитива  в общую серость внесла заброска оставленная немецкими восходителями - дегустация удалась!

foto39

Подход в 1-ый лагерь

«Лучшие времена» - 1-ый лагерь

foto40

«Осиротевший» 1-ый лагерь

foto41

Немецкий «гостинец»

День второй.
Сегодня нам предстоит очередной раз пройти кулуар. Каждую веревку знаю наизусть.
Первый километр перил спокойно, без напряга, затем самый нелюбимый для меня участок (700-800м) крутовато и постоянно что-то сыпется, потом  не очень комфортный траверс до стены Киншофера, где тоже может прилететь «подарок».

foto42

Прохождение кулуара

foto42a

foto43

Траверсс до стены Киншофера

И заключительный подъем  собственно сама стена Киншофера, как ни странно  для меня это  был самый любимый участок пути из 1-ого до 2-ого .  Вообще переход с 1-ого лагеря до второго, наверное чуть ли не ключевое место маршрута Киншофера.

foto44

Стена Киншофера

foto45

foto46

Лагерь 2 6200м

foto48

День третий
Дорога от 2-ого лагеря до 3-ьего( вторая ступень стены Киншофера), тоже пройдена уже не раз, проходит по перилам, так что любые сюрпризы погоды нам не смогут помешать . Потихоньку доходим до палаток

foto49

Вторая ступень стены Киншофера подъем в 3-ий лагерь

foto50

Подъем в 3-ий. Погода меняется быстро

foto51

Подъем в 3-ий

День четвертый
В планах дойти до так называемого «плато», там никто из нас ещё не был. Наша (палатка) (Я, Замир и Дима) , решила ставить палатку  немного не дойдя до заветного «плато», уже вечер скоро совсем стемнеет, высота 7100м ( вот вам и п. Ленина).
Но группе товарищей необходимо было во что бы то ни стало выполнить план, они поднимаются ещё веревки 2 и доходят до «плато».
Палатку ставят уже в темноте.

foto52

Подъем из 3-ого на «плато»

foto53

foto54

«Плато»

День пятый
Программа  на сегодняшний день подойти максимально близко к маршруту подъема, но переход не должен быть утомительным, нужно успеть отдохнуть перед предстоящим штурмом. Погода никакая, облачность, видимость то есть, то нет. Тропим по «плато» все попеременно. В часов 5-6 ставим лагерь.

foto55

Подъем в предштурмовой лагерь

foto56

А вершина уже рядом

День шестой
Вот и наступил решающий день...
Спала хорошо, даже слишком для высоты 7300м. Просыпаемся в 00.00. Начинаем собираться, топим снег, вроде нужно что-то съесть, находится энергетический батончик, делим на троих. Первым из нашей палатки выходит Замир, потом выползаю я, да гора не очень-то нам благоволит,  ветер порывами, облачность, ну может с рассветом будет лучше...
Холодно? Да нет ( хотя пальцы на ногах подморозила), если сравнивать с прошлогодней Победой (теперь вероятно всегда буду сравнивать с ней) и учитывая то,что было напялено на себя.
Вдалеке светятся огоньки. Догоняю  Замира, он остается ждать Диму.
Продолжаю подъем, вот уже и Настя, обгоняю и наконец дохожу до ребят .
Паша с Колей уже что-то решили. Задаю вопрос, что мне делать дальше. Мне отвечают вопросом на вопрос, ты куда? Конечно же наверх!
Паша уходит вниз, а мы остаемся вдвоём, и тут до меня доходит, что больше никто сегодня подниматься наверх не собирается...( тут бы стоило задуматься, но чем?!)
Ладно, попробуем... Связываемся верёвкой , начинаем подъем.

foto57

Связочная веревка

Светает. Рассвет не приносит никаких надежд на улучшение погоды. Доходим до снежных кулуаров, их надо траверсировать, снега  по колено, ветер задувает, в капюшоне хорошо тепло, но очень плохо слышно. Коля проходит первый кулуар, я начинаю траверсировать склон и срыв, что случилось не поняла,  СПАСИБО , удержал. Вот он первый звонок, предупреждение,валить нужно вниз, но нет, иду дальше. Траверсирум второй снежный кулуар. Высота 7500м. Впереди более крутые и лавиноопасные снежные поля. Коля пытается связаться с палатками... в ответ тишина. По высоте остается метров 600м,  но погода плохая, да и я не очень подхожу для надёжной страховки. Вижу, как тяжело ему принять решение.... жду. И вот звучит «пошли».Я туплю «куда?»- «вниз»
Вот и все, не в этот раз...
Спускаемся к палаткам по вешкам, следов уже нет. В моей палатке спят, захожу Дима спрашивает: „ Что нагулялись?”, отвечаю «Да» , примерно через часа два начинаем собираться  и дальше только вниз...

foto58

Теперь только вниз...

А как хочется наверх.

В базу спустились к обеду следующего дня.
Весь последующий день сборы, завтра должен подняться караван. Я хожу сама не своя, мы загостились, пора домой.

foto59

Наша команда после 5-ого выхода с нашим гидом и поварами

foto60

Караван пришел

Путешествие в страну грёз закончено, когда будет следующее покажет время.... не могу сдержать эмоций,  истерика пусть и тихая случилась....
Потом был трек вниз, прощание  на обочине дороги с моей командой, ставшей для меня на этот промежуток времени семьей. Им по  знакомой дороге домой в Бишкек, мне  в Исламабад уже одной...

Но мы обязательно вернёмся в это государство БОЛЬШИХ СНЕЖНЫХ ГОР , непременно - это не лечится...