2018
1 августа
Автор: Vladimir StepanovУже 10 лет 1 августа это очень грустная дата в моем календаре. Тогда, 10 лет назад , я помню, что в тот день было затмение и мы на работе курочили старые дискеты, чтобы посмотреть на него. Был теплый и отличный летний день. Через пару дней пришло известие, что с восхождения на Ушбу не вернулись наши ребята: Андрей, Антон и Толя.
«Вернутся же, куда они денутся? Немного надо подождать»
Потом стало понятно, что они пошли на другой маршрут , что там следы свежей лавины и что другие наши ребята из этой же группы с помощью грузинских спасателей организовали поиски.
« Все будет хорошо, их найдут».
7 августа из Риги для помощи в организации поисковых работ вылетела наша группа.
Помню звонок от Лёхи:
«Их же найдут, правда? Пионер же не может вот так пропасть?»
А потом началась война. Она выдернула грузинских спасателей из организованных поисков, но наша группа была уже на месте и своими силами пытались найти ребят. Ведь, действительно, не могло быть так, что они, наши друзья, с кем мы совсем недавно виделись, могли так пропасть!
А дальше... А дальше были найдены только вещи ребят, был сложный момент принятия решения завершения поисков, уставшие глаза родителей ребят и их друзей, эвакуация всех из Грузии домой, в Латвию. И было невероятно, что столько людей пытались помочь: грузинские спасатели, посольство Латвии в Грузии, украинские альпинисты, местные жители, совершенно незнакомые люди со всей Латвии и не только Латвии, материально поддержавшие организацию поисков. Помню, что очень тронул один перевод размером в 2 лата, сделанный какой-то бабушкой из Латгалии.
А дальше... Еще дальше были организованы вторые, третьи поиски, не давшие никаких результатов. Была поездка под Ушбу для установки памятной таблички. Именно в память о них каждую осень мы ходим в поход памяти друзей. И дальше было самое сложное – жизнь без них.
И еще дальше снова наступило 1 августа, когда на пике Пионер погиб Эрнест Чунчулис и ещё одно 1 августа, день похорон Жени Гусева.
Альпинизм не для всех. Я не говорю о том, что альпинизм не был для них, для наших ушедших друзей. Как раз таки именно альпинизм сделали нас друзьями, подарил нам кучу совместных воспоминаний с различных поездок, соревнований, восхождений, посиделок у костра. Но все же... не для всех. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый решивший «сбегать на Монблан или Эльбрус» отдавал себе отчет, что Горы это серьезно. Что наличие современного снаряжения облегчает, но не гарантирует успешный исход восхождения. Что никто, даже самый опытный инструктор не в ответе за вас и ваши решения. Что в альпинизме, как бы не хотелось не стоит перепрыгивать через ступеньки. Что Гора никуда не денется, она стояла и будет стоять и что к ней всегда можно вернуться, если не получается сейчас. Что это не стыдно признаться себе, что эта Гора не для вас и уйти.
Мы не спрашиваем друг друга зачем мы ходим в Горы, но каждый из нас знает, что он уходит туда, чтобы вернуться. И так должно быть...