Alpinīsmu skola
Bērnu kāpšanas grupa
Краткий отчет о возвращении в Безенги
Autors Анатолий РовныйПримерно 7 лет назад я начал заниматься альпинизмом. Так получилось что это знаменательное для меня событие произошло в Безенги. Вообще-то до этого были Альпы, Татры и Тубкаль, но Альпы казались слишком домашними, Татры слишком низкими, а Тубкаль слишком треккингом. Так что альпинизм, ну или то, что я тогда понимал под этим словом, я увидел и потрогал именно в Безенги. В этом году сложилось так, что во всех горах, куда была возможность поехать, я уже был. Так что вопросов не возникало в какие именно горы наша тройка, Юта, Леха и я, поедет в этот раз.
И вот, заархивировав рюкзаки одеждой, железом, местными ништяками и другими полезными и не очень вещами Юта и я отправились в аэропорт. Юта с Лехой сели в самолет и улетели в горы. А я поехал в стриптиз-клуб работать на работу. До гор оставалось еще две недели “впахивания и вкалывания”.
Escape
Через две недели, заархивировав рюкзаки одеждой, железом, местными ништяками и другими полезными и не очень вещами я опять отправился в аэропорт. Там я сел в самолет и улетел в горы.
Доехав до лагеря в компании мурманских альпинистов с самопародийными фамилиями Морошкин, Троцкий и Рыбкин, я был встречен и препровожден к Али-Хусеичу для регистрации по месту проживания и получения дальнейших инструкций.
Дальнейшие инструкции оказались настоятельной рекомендацией "не пороть косяков", а регистрация - разрешением жить втроем, с Ютой и Лехой, в двухместном номере.
Али-Хусеичь был строг, но доброжелателен, Юта была счастлива и улыбчива, а Леха был в вязаной грузинской шапке.
Малый Укю
Моей открывашкой была скальная 3Б на Малый Укю. Она же была заключительной, в этот раз, горой для Лехи.
Обычно лазанье на тройках сводится к двум движением - распор руками и жим ногами. Так было и в этот раз. Единственное отличие - ВСЕ движения на маршруте были "распор руками" и "жим ногами".
На следующий день, стоная как заправские культуристы после "дня ног", мы спустились в лагерь. Отметили Лехин отъезд и на следующий день потащились в Теплый угол уже вдвоем.
Укю
Следующей по плану была 4А на Укю. Длинный гребневой маршрут с ключом на сорокаметровой стенке с нависанием. В лагере нам советовали не обходить нависание справа, потому что "там вообще ж#@!па".
Обойдя нависание справа, я сделал станцию и сел размышлять о субъективности восприятия трудности участков маршрута. Выкарабкалась Юта, я разобрал станцию и мы пошли по гребню. Гребень был длинный, а лазанье простое. Зато можно было смотреть по сторонам и в ожидании напарника курить сигареты.
На завтра был день отдыха. Мы решили встать пораньше - что бы отдыхать подольше. А что бы отдыхать было интереснее - мы взяли веревки и пошли провешивать 5А на Урал.
Ключ маршрута на первых двух веревках скал. По описанию - “сложное лазанье с ИТО”. Сложное Лазанье - оказалось лазаньем. А ключом проходившимся с ИТО - оказалось место, которое лучше лезть в скальниках. Провесив две веревки перил и одну точками страховки мы, с чувством выполненного долга и в счастливом неведении какую каверзу мой организм преподнесет на следующий день, отправились на ночевки.
Урал
Свернувшись в позе эмбриона, я сидел на камне и ждал когда подействуют таблетки. Руки и ноги превратились в четыре куска ваты, а в животе горело жаркое июльское солнце. Иногда там что-то взрывалось и тогда перед глазами летали белые мухи.
Я всегда завидовал людям которых валит горняшка. Бескомпромиссная, стопроцентная, явная горная болезнь. Когда знаешь что, например, на 3000 тебя сложит, ты переболеешь сутки-другие и неожиданностей больше не будет.
У меня все происходит в виде лотереи спорт-лото. Только с бОльшим шансом на “успех”. Примерно раз в два-три года, но в самый неподходящий момент.
Первый тревожный звонок я проигнорировал еще в начале маршрута. А когда на провешенном ключе с ИТО мне пришлось ставить петлю, в качестве этого самого ИТО - звонок трезвонил в полную громкость. Я был герой и лез дальше. В конце перил звонок выключился и я выключился вместе с ним. Сев на камень и свернувшись в позе эмбриона я принялся ждать когда подействуют таблетки.
“Вторым идти сможешь?” - спросила Юта, упаковывая аптечку в клапан рюкзака.
“Идти вторым - фи!” - подумал я и согласился. Может таблетки начали действовать, а может спуск вниз мне казался труднее подъема наверх. Хотя боль в животе никуда не делась, руки перестали быть ватными и я поволок себя на гору.
|
|
Дальше были несложные скалы с маятником в моем исполнении, снего-лед перед вершиной, и бесконечные дюльферы на спуске. Юта пыталась выкинуть свою спусковуху, но спусковуха нашлась и мы по темноте вернулись на ночевки.
Мижирги
Далее мы собирались идти 5А на Мижирги. 5025 м. Скалы. Снег. Лед. Лавины. Обвалы. Ночевки на маршруте. В общем - вишенка на торте. К ней готовились. Ее боялись. О ней мечтали.
"Ищите третьего! В двойке не пущу!"(с) Нач. КСП, Ю.С.Саратов. И я почувствовал как упал банан.
Когда не пускают на гору, ощущения как в юности - договорился с девчонкой что придешь в гости, а потом раз и - "извини, у меня родители из отпуска вернулись".
Третьего мы решили не искать, а нашли замену горе - 5А на Миссес-Тау. Жалко с девчонками, в свое время, так получалось не всегда.
Миссес-Тау
Комбинированный маршрут, скалы, потом снежник на плече, две веревки взлета со снего-льдом, предвершинная башня и вершина. Это вкратце, без нюансов.
Нюансы произошли когда мы, груженые как две улитки домом с меблировкой в виде палатки, спальника и коврика, уперлись в бараньи лбы перед ночевками. Наверное их можно было обойти слева по снегу, но нам не хотелось. Пришлось, первый раз в жизни, организовывать страховку на подходе к ночевкам.
|
|
На следующий день, вместе с домом и меблировкой вышли на маршрут. Скальная часть маршрута предсказуемо состояла из множества бараньих лбов вперемежку с полками. Не зря тренировались накануне.
Одновременно в связке полезли вверх. Бараньи лбы быстро кончились. По описанию, после них должен был быть ключ с выходом на плечо. Подойдя ближе увидели камин и большое белое пятно. Большое белое пятно оказалось снегом на плече, а камин оказался камином.
Вылезли наверх. Связались и пошли по снежнику. Снег был хороший, жесткий и больше походил на огромное уютное одеяло. «Можно было и не связываться» - подумал и я провалился в трещину. Немало озадаченный такой "материальностью мыслей наоборот", выцарапался обратно на снег и мы подошли к взлету.
На взлете шли с переменной страховкой, потом, по разрушенным скалам добрались до уютного пятачка под предвершинной башней. Поставили палатку и пошли провешивать оставшуюся часть маршрута.
Было поздно и холодно. Зато я нашел совсем новенький немуфтованый карабин. Обрадовавшись, хотел лезть до вершины, но Юта сказала что если там еще есть карабины, то за ночь они никуда не денутся. Доводы показались мне убедительными и я дюльфернул вниз. Спрямив веревки мы вернулись к палатке.
В палатке нас ждал термос с горячим чаем, а рядом с палаткой роскошный вид на закат в горах. Мы решили не упускать возможность и разжились новыми фотографиями профиля на фейсбук.
Ночью мне снились немуфтованные карабины.
|
|
|
|
|
|
|
|
Утром долго нежились в постели, наблюдая не менее роскошный чем закат, вид рассвета в горах. Потом я по жлобски испортил романтику замечанием о том что "нормальные люди к 9 утра проходят полмаршрута" и мы пошли проходить остаток своего маршрута.
Новеньких карабинов я больше не нашел, зато нашел отличное место для палатки на вершине. Посетовали на то что не добрались сюда вчера, съели по печеньке, сняли записку и отправились вниз.
Я уже чувствовал вкус пива, а желудок урчал в предвкушении сытного ужина в лагере часа через три, максимум четыре. Но реальное положение вещей, как всегда отличалось от ожиданий. Описание спуска по маршруту 4Б было примерно такое - дюльфер до плеча, потом спортивный спуск вдоль скал по снегу, три дюльфера с местных петель и выход на ледник. Когда я увидел состояние снега на этом "спортивным спуске" я понял - нифига я не спортсмен.
- Рига - доложитесь!
- Рига на приеме. Работаем на спуске!
- Конкретнее! Где находитесь?
- Работаем пятый дюльфер!
- Там всего три!
- #!$@%!!!!
Порядка семи веревок дюльфера с плеча, из которых три застревали при продергивании. Причем по закону подлости всего в пару метров ниже спусковой петли! В общем добравшись до ледника я готов был его, этот ледник, обнять и расцеловать, но опять темнело, а мы спешили вниз.
Выше Курсантских ночевок встретили Олега Мирошникова, который с Лехой, но другим, собирался идти Миссес-Тау по 4Б.
- Буры у вас есть?
- Да! А надо?
- Ледник в плохом состоянии - снега совсем нет, а с Брна камни свистят - по краю не обойти.
Опять дюльферять! Да сколько можно?! В итоге мы все же протиснулись между ледником и Брно и спустились к Курсантам. Там перекусили и затемно вернулись в лагерь.
На подходе к лагерю, на поляне, кучковались какие-то люди с мощными фонарями. Мы так и не поняли кто они и что там делают. "Наверное контактёры" - решил я и ускорил шаг. Я не знал когда закрывается бар, а мне очень хотелось холодного пива.
Relax
Оставшиеся полтора дня в лагере мы откровенно разлагались - отпивались пивом, отъедались "Пиццей от Тони" и лазали по скалам. Потом был Нальчик, где мы отпивались пивом и отъедались лангманом и Рига, где мы просто отпивались пивом, потому что это уже был дом, а дома шашлычки на районе работают до 22-00, а не до последнего клиента, как на Кавказе.
|
|
|
|
|
|
В качестве послесловия я решил взять на себя смелость дать несколько рекомендаций по пройденым нами маршрутам. Рекомендации основаны на субъективных ощущениях и не претендуют на истину в последней инстанции.
4А на Укю по Южному ребру - ключ, стена примерно 80͒, идется по внутреннему углу. Много мест где заложиться. Дальше балкон, где можно посидеть и подумать как обходить нависание.
Нависание можно обходить как угодно. Зависит от уровня лазанья и личных предпочтений. Слева заглаженная стена, с микро-зацепами. Справа - хорошие зацепки, но при первой же возможности нужно уйти левее, потом по плите наверх. Можно в лоб. Если не бояться, то очень интересное лазанье.
По гребню надо идти так, что бы слева всегда была видна голубятня на ночевках.
5А на Урал по к/ф Северной стены.
Если провешивать маршрут заранее, нужно иметь ввиду что первая веревка перил будет нужна что бы пройти лед и перелезть бергшрунд. Потом каменная гряда, а в конце полка и ярко выраженный внутренний угол. От этой полки, начинается ключевая веревка. Собственно ключ - это выход с полки через нависание во внутренний угол. Если уровень лазанья 6а-6б онсайт, выход не составит труда. Если ниже - следует подумать об ИТО. Под нависанием хорошая щель, примерно под френд №1. Можно заложиться, повесить петлю и используя ее в качестве лесенки, вылезти наверх. Дальше лазанье совсем несложное.
В лагере советуют провешивать начало маршрута заранее, но в принципе, если не плутать, маршрут идется за один день.
5А на Миссес-Тау по Восточной стене.
В начале маршрута снежник, уходящий в кулуар. Параллельно идут бараньи лбы. Кажеться что по снегу проще. Но кулуар очень сильно простреливается камнями, так что туда лучше не лезть. Нужно как можно раньше вылезти на бараньи лбы. Лазанье простое.
Ключевой камин перед плечом. Лезем внутрь камина до тех пор, пока он не начинает выкручиваться. Можно лезть дальше, можно вылезти влево. Лазанье несложное, точек страховки хватает.
В описании рекомендуют ночевать на плече, но есть очень хорошая полочка дальше у предвершинной башни. Если вы романтик и на горе хорошая погода - можно ночевать прямо на вершине, там тоже есть отличное место для палатки.
Если снега достаточно, с плеча возможен спортивный спуск. Если снега мало - увы. На гряде справа по ходу, много старых спусковых петель и когда спортивный спуск перестает быть спортивным, организовывается спуск дюльфером.
Мультипитч "Запах ветра" - хорош как разминка перед скальными маршрутами.
По гайду спуск по тропе. Но если нет желания час-полтора продираться по кустам, прыгать по камням и скользить по траве - то лучше спускаться по пути подъема. Это быстрее и не портит удовольствия.
Тут есть больше фоток: https://plus.google.com/u/0/photos/114178074659995594674/albums/6184087789595880881
и тут:
https://plus.google.com/u/0/photos/104147142254505623804/albums/6178069226968709457