Кубок Латвии по технике альпинизма 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

Школа альпинизма

Школа альпинизма клуба „Traverss" разработала программу обучения как для начинающих, так и для людей с опытом, которые хотят узнать что-то новое или закрепить мастерство.

Расписание тренировок

string(16) "Url is not valid"
Время работы скалодрома Понедельник-  19.00 - 21.00 Вторник-  19.00 - 21.00, тренер Александр Беляев Четверг - 19.00 - 21.00, тренер Владимир Степанов Пятница - 18.00 - 20.00

Детская группа скалолазания

Приглашаем детей в возрасте о 6 до 11 лет в детскую секцию скалолазания клуба "Traverss" .Скалолазание перспективный вид спорта, который прекрасно развивает ...

thum1

Я впервые ехала в Татры. Ну а мои спутники были здесь и не один раз. Правда именно зимой и именно в Словацких Татрах не были. В этом бесснежном году Татры были актуальны как никогда .

Доехали быстро без приключений, пробок и происшествий. Заехав в Закопане, мы прошлись по главной улице, отобедали в кафешке и закупились продуктами на первое время.

Разницу после границы Польши и Словакии замечаешь почти сразу: исчезают кричащие рекламные стенды, посёлки становятся более простые, дорога посыпана мелкой крошкой. От границы до нашего дома около 50км. Без проблем отыскали жильё, о котором договорились с хозяйкой ещё за 2 месяца до приезда. Хелена (так её звали) встретила нас и сразу дала различные инструкции по использованию комнат, кухни и прочего. Кроме того бумажки с ценными указаниям были разложены в самых необычных, но целевых местах. Место очень приличное и значительно дешевле, чем большинство других предложений. Две двухместных и две трёхместных комнаты на этаже она отдала полностью нам несмотря, что нас было меньше и одна комната вовсе пустовала. Соответственно кухня и туалет с душем были тоже полностью в нашем распоряжении. Что очень удобно. До темноты прогулялись по посёлку. Есть кафе, магазины, но всё закрыто... Рождество.

25 декабря

На следующий день наш акклиматизационный маршрут пролегал через Старый Смоковец (Stary Smokovec, 990m) – Хребиёнок (Hrebienok, 1285m) – Замковского хата (Zamkovskeho chata, 1475m) – Терихо хата (Teryho chata, 2015m). Выезд рано с утра, чтобы максимально использовать световой день, который тут начинается в 7 утра. До Смоковица на машине, там платим за парковку и в путь. До Хребиёнка можно дойти пешком либо на поезде, который ходит каждые полчаса.

На тропе изредка встречаются люди. За 40 минут дойдя до Хребиёнка, отправляемся по маркированной тропе к хате Замковского. Тропа приятная, хорошо маркированная, снега не слишком много, и не слишком мало, всё убрано.

За время указанное на табличках доходим до следующей хаты. Лес еловый, очень красивый, не в пример угрюмой Латвии, в которой в начале зимы ощущалась явная нехватка снега, т.е. его до сих пор не было. Большие ели постепенно исчезали и мы входили в зону низколесья. Погода была хорошая, пока не начали подниматься по крутому склону к Терихо хате. Задул сильный ветер, а я не успела к этому подготовится.

Переодеваться, точнее одеваться, уже не хотелось, казалось вот-вот и дойдём, но склон всё не кончался, и когда казалось уже всё, вышли на плато, оказалось, что это ещё не конец, хата выше. На мне термобельё и тонкая куртка, что для такого ветра маловато. Хорошо хоть хату было видно. Собрав волю в кулак, иду наверх. Неподалёку от хаты стало даже слегка плоховато. Чувствуется резкая нагрузка и охлаждение организма. Для меня это был самый тяжёлый момент за всю последующую неделю, не считая дня после Нового года ;) В хижине выпили по глинтвейну, съели бутербродов, и жизнь стала налаживаться. Помещение за полчаса полностью наполнилась вновь прибывшими, а мы отчалили вниз.

По пути обратно, на склоне уже не дуло и мы быстро свалились к хате Замковского и к Хребиёнку, около которого катались десятки детей и взрослых на санках. Днём Хребиёнок и дорога до него оказалась заполненная людьми. Также можно за несколько евро взять в прокат санки на нижней станции, дотащить до верха и скатиться вниз. Мы планировали это на 31 декабря, но так и не осуществили замысла. Вечером мы начали понимать свою ошибку, что еду закупили в Закопане только на один день. 25 и 26 декабря из магазинов здесь ничего не работает, даже большой Tesco в Попраде. Почти все кабаки также были закрыты и мы рисковали остаться голодными, но буфет на окраине Старого Смоковица спас наши желудки.

26 декабря

На следующий день нашей целью была вершина Рыси (Rysy, 2500m) со Словацкой стороны. Решив, что можем не торопиться с выходом, т.к. «словаки там наверное всё протоптали», мы выехали около 6:30 из дома. На всю следующую неделю фраза стала крылатой. До Попрадского плесо (Popradské pleso, 1500 m) добрались без проблем.

Там начали узнавать у двух работников хаты, как идти на Рыси. Они сказали, что поворот мы немного пропустили, а вообще хата под Рысями (Chata pod Rysmi, 2250m) закрыта, и снега там по грудь. Этим нас не испугаешь. После отворота тропа значительно сузилась и любое отступление вбок от тропы заканчивалось провалом ноги как минимум по колено. Вскоре после развилки на Копровский штит (Koprovsky Stit, 2363) тропа и все её признаки закончились вовсе. А вверх ещё 800м. Началась тропёжка. Очень долго тропили то Стас, то Саша. Дело продвигалось очень медленно. Хорошо был ГПС с картой и тропой в нём, по которому можно было хотя бы ориентироваться и придерживаться направления. В какой-то момент даже я тропила, пока не дошли до бараньих лбов. Глядя на них, казалось, что линия подъёма понятна, и, несмотря на то, что ГПС показывал слегка дальше по совершенно нелогичному пути (скорее всего с нашего ракурса), мы пошли наверх. Снег не радовал, трава под ним тоже, да и буквально сразу мы запилили в тупик, где надо было надевать кошки и лезть или возвращаться и обходить. Смотрим на состояние снега, время и понимаем, что сегодня на вершину мы не успеем, да на и перевале Ваха (Vaha, 2340m) может быть лавиноопасно, разворачиваемся назад и видим «толпы словаков» , которые идут по нашим следам вдалеке. Итак, мы поднялись чуть выше Жабьих озёр (Žabie plesa) на высоту около 2100м. Словаки дальше озёр вообще не идут. Видны и просто прогуливающиеся, и одинокие скитурщики, и даже лавинщик.

Обратно, вниз к хижине Попрадское плесо в тепло. По дороге шли до дождём. Прогулялись хорошо, но не до вершины.. Да,… при таком количестве снега и отсутствии каких-либо троп скорость указанная на табличках падает в разы. Вечером по возвращении, хозяйка приготовила нам сюрприз: вручила кастрюлю ещё тёплого супа и бутылку вина. По-домашнему, душевно.

27 декабря

Сегодня по плану разведка маршрута на Герлаховский штит (Gerlachovský štít, 2655m) — высшую точку Высоких Татр. Что интересно вершин выше 2600 в Татрах около 10, все они расположены на территории Словакии. Так что Герлах только на 20м выше, чем тот же Ломницкий штит, на который можно вообще на подъёмнике заехать (стоит около 30-40евро). Кстати ещё интересный факт про Герлах: 10 лет (1949-1959) в своей истории он назывался пик И.В.Сталина. Например, на погодном сайте www.yr.no при выбранном англ. языке горы Герлаховский штит нет, зато есть Mount J.V. Stalin. Название взято с официального сайта географических названий. По прогнозу сегодня хорошая погода, но за окном виден туманчик и очень влажно. Доехав до Татранской полянки (Tatranska Polianka, 1005m), оставляем в посёлке машину и идём к Слиезскому дому (Sliezsky dom,1670м). Туда идёт автомобильная дорога, предназначенная для работников ТАНАПа и постояльцев Слиезского дома.

Почти всё время параллельно идёт пешеходная тропа. Подъём занял около 1:40. За это время мы поднялись выше облаков, которые простирались до горизонта. Виды просто обалденные. Слеизский дом, хоть и указывается, как горная хижина, но в действительности скорее похож на фешенебельную гостиницу, как снаружи, так и внутри. И по ценам кстати тоже. Хотя все горные хаты, которые мы видели? больше напоминали основательные солидные дома, а не хижины.

Худшие опасения оправдались и тропа в Батизовскую долину (Batizovska dolina) покрыта слоем снега, тут давно никто не ходил, а значит снова тропёжка. И табличка в начале тропы говорит о том, что в сезон снега тропа закрыта. Хорошо хоть её легко найти и можно свободно ориентироваться без карты. Тропа долгое время траверсирует склон, оттого подход к Батизовской долине несколько нуден. Хотя нам грех жаловаться, т.к. всё время перед нами открываются просто захватывающие виды, да и солнце палит так что можно повторить опыт летних Безенгов.

Время подхода ровно в 2 раза больше указанного на табличках за счёт тропёжки. Где-то через 4 часа от машины мы доходим до Батизовского плесо (Batizovske pleso, 1884m). Теперь надо обойти Костолик (Kostolik) с правой стороны и просмотреть наш маршрут. Довольно быстро набрав ещё 300 метров, оказываемся в прямой видимости нужного кулуара и собственно самого Герлаховского штита. Видя за собой двоих словаков, уже нисколько не удивляемся. Поговорив с ними, поняли, что они идут на Герлах, но так и не поняли почему так поздно. То ли они проспали и сегодня не пойдут, пришли только на разведку, то ли они собрались поставить палатку и идти на восхождение на следующий день. Кстати это неплохой тактический шаг, т.к. подход под маршрут, в случае отсутствия тропы может занимать 6-7 часов от Татранской полянки. Вид с финальной точки нашей сегодняшней прогулки открывался поистине фантастический.

Возвращаясь назад, мы увидели 2 свежих лавинных конуса, которых не было по пути туда (а ведь мы тут были всего час назад). Ну и одна лавинка сошла в 50 метрах над нами с кулуара похожего на тот, по которому нам предстояло идти. Становилось не по себе. Протестировав склон на лавинопасность, в двух случаях результат был 3/5 и один раз 2/5. Снег был мокрый, набухший, комки скатывались по склонам. Обратно такой же нудный траверс. В Слиезском доме в гламурном баре уже по традиции выпили глинтвейна и пошли вниз. А нет,.. сначала узнали возможность подъезда на своей машине. Портье сказал, что стоит это 11 евро, если вы живёте тут. А если не живёте, то нельзя вовсе, только на их ратраке. В тот момент мы ещё строили планы на день восхождения и родилась «неспортивная» идея. Так вот если есть свободный водитель, то он может вас добросить почти до Слиезского дома (внизу шлагбаум всегда открыт), а сам уехать вниз. Это экономит полтора часа времени и силы, которые при восхождении на Герлах не будут лишними. Да и обычно восхождения делаются именно из Слиезского дома, но их непомерная плата 40 евро за ночь, учитывая, что это горная хижина, нас остановила от ночёвки там. Плюс с 27 по 1 января можно взять только пакет на 4 ночи, по моему за 280евро. Цены, мягко говоря, кусаются.

28 декабря

День отдыха. Собираемся и едем в Попрад. Довольно большой город, поэтому главную улицу не так легко найти без карты или ГПСа. Я нашла ещё до поездки адрес большого outdoor-магазина SportRysy. Он и оказался на той самой пешеходной улице. Магазин большой и достаточно толковый. Если поискать, то там можно найти ещё 4-5 outdoor-магазина. Ну и дальше Tesco-дом-есть-спать-есть-фильм. Ага стоп, на завтра у нас планировался Герлаховский штит, но после объективной оценки опасности, не смотря на то, что лавинный прогноз на Высокие Татры был 2/5, решили не испытывать лишний раз судьбу. Да и внутренняя интуиция подсказывала, что не стоит. После принятия окончательного решения, почувствовалось облегчение у всей группы. Поскольку в Польше лавиноопасность была минимальная 1/5, то решили сходить на Мних по 2Б. На том и закончился день.

29 декабря

Уже в 7:30 мы были на парковке в Лысой Поляне (Lysa Polana, 970м). Поскольку мы прибыли рано, то с нас взяли только за стоянку машины — 20Zl, чуть позже начинают работать кассы и за вход в Татранский парк с каждого посетителя берут ещё по 4Zl. Лошадки в это время тоже ещё не проснулись, поэтому мы их не увидели на привычном месте в начале дороги. Далее почти двухчасовой переход до хижины Морское око (Morskie oko, 1405m). Также, как и в Словакии кроме дороги для машин периодически встречаются сокращения, но идти прямо по ним было очень опасно, т.к. камни были покрыты сплошным льдом. Поэтому либо в кошках, либо рядом с тропой. Из хижины видно было, что народ сегодня пошёл на Рыси, даже при нас двойка вышла на маршрут и пошла по озеру. До Мниха идти было приятно, снег плотный, тропа натоптана, на перемычке ветра почти нет, погода радует, хотя внизу и видны тучки. Красота!

Мних (острый пик)

Подходим к горе, одеваем кошки, системы, берём снаряжение и вперёд. Больше всего запомнился траверс Эдика, а потом и Стаса по перилам где-то метров 5-10 до вершины.

Вершина и сразу вниз. Зимой ожидать пока лезут другие участники холодновато. Это нам ещё повезло, что ветер был слабый. Обычно там дует сильно. В общем, всё было очень удачненько. По пути в хижину думалось о том, что всё-таки было принято правильное решение насчёт Герлаха. В Морском око мы встретили группу Сигизмунда Гроховского, они поднимались снизу в хижину на ночёвку. Завтра собирались идти на Рыси. Немного пообшавшись с земляками, пошли в сторону машины. Вечером решили отметить восхождения и пойти в бар в нашей деревушке. Все уже подустали и хотели день отдыха, но поскольку день отдыха у нас намечался 31 декабря, то 30 пускать на отдых не хотелось и мы остановились на лёгкой прогулке…

30 декабря

… от Штребского плеса (Štrbské pleso, 1355m) до хаты под Солиско (Chata pod Soliskom, 1840m). Туда по расчищенной Татранской магистрали, а потом по менее натоптанной, но всё же натоптанной тропе по Фуркотской долине (Furkotska dolina). Сегодня погода начала портиться: ветер, лёгкий снег. Может поэтому долина не произвела на нас впечатления и показалась мрачной. В кафе в хате не было свободного места. Это оказался настоящий лыжный курорт. Столько лыжников и сноубордистов в одном месте я раньше не видела. Отведав вкусный горячий чесночный суп, мы начали спускаться вниз. Правда тропы для пеших туристов мы таки не нашли, поэтому спускались пешком, бегом и на попе прямо по лыжным трассам.

На «тропе», которая идёт напрямую от Штребского плесо до хаты под Солиско, пешим туристам делать нечего. Да и сам посёлок Штребское плесо — вотчина лыжников, нам там не понравилось. Вечером съездили к дружественной компании Вовки, они жили в соседнем посёлке Старая Лесна. Немного пообщались и назад. В гостях хорошо, а дома лучше. :)

31 декабря

В канун Нового года съездили в Попрад, закупились продуктами на сегодняшний праздничный ужин. Запланированные санки отменились, потому что, во-первых, было лень, а во-вторых надо было есть накупленные продукты! :) Мясной салат под Иронию судьбы, встреча российского Нового года под Медведева, говорящего по-итальянски, салют и пляски на главной площади Новой Лесны, и больная голова с утра. Новый год запомнился, было отлично! Путь домой пролегал через термальные источники, что вернуло 10% здоровья. Остальное здоровье вернулось потихоньку само. Утро 2го января мы уже встречали в Риге.

Очень позитивная поездка в Татры! За 5 дней общий набор высоты составил почти 5000 метров. Погода благоприятствовала, компания отличная, и от путешествия остались самые положительные воспоминания!

Некоторые замечания:

Общее впечатление, что в Словакии красивее, но в Польше больше ходят именно на вершины. Может это просто совпадение и нам не повезло.

На ГПС Топо карте Словакии достаточно точно нарисованы тропы, если тропа засыпана снегом по ней можно ориентироваться.

Время указанное на табличках рассчитано на средний темп, в том случае если тропа расчищена, иначе оно может увеличивать в 2-3 раза.

Ссылки использованные при подготовке к маршруту:

Лавинный прогноз в Высоких Татрах http://www.laviny.sk/index.php?menu=pocasiepohorie&ktore=0

Восхождения Минского клуба «Хан-Тенгри»

Один из самых информативных отчётов с восхождениями на Криван, Рыси, Копровский штит:

ГПС треки и фото восхождения на Герлаховское седло с Батизовской и Великой долин. http://www.sprievodca.ta3.szm.com/zgerlach.html

Отчёты о зимних восхождениях можно найти и тут: