Печать

zagl

  В район Ала-Арчи ездили уже все приличные альпинисты. В этот сезон и я решила приобщиться к приличным. И может это только я такая необразованная, но, уже вернувшись и заглянув в классификатор, я с удивлением обнаружила, что Ала-Арча – это Киргизский хребет Тянь-Шаня. Так вот и незаметно побывала ещё в одной горной системе. Говорят зимой в Ала-Арче холодно. Врут всё! Или мало двигаются или компанию неподходящую берут. Я взяла пуховку, двух тёплых друзей и мне всё было нипочём.

 

Началось всё банально: аэропорты, прощания, фейсбуки. Хотя не банально: всех пустили на рейс, перевеса не было, полёт нормальный. Только вот Бишкек нас встречал непривычный: встречала нас очень милая и гостеприимная знакомая Вовы. Потом привезли в приличный дом, накормили и проснулась я на простынях. Пытала своих спутников, туда ли они меня привезли, потому что в прошлый раз у меня был другой Бишкек. Но выглянула в окно и поверила.

 

Закупки в этот раз, к счастью, производились только в магазине и мы быстро перешли к самой приятной части первого дня: чайхана, шашлык-машлык, плов, салат свежий и прочий гастрономический разврат. А потом усадили в машину и телепортировали до метеостанции. Тут мы сняли 2 комнаты в пансионате. Зайдя в комнаты, я стала узнавать привычный Бишкек. Вскоре напротив нас поселился альпинист, спустившийся с гор. Лицо его было устрашающе разукрашенное и взлохмаченное солнцем. Он и поведал, что прошли они 2 маршрута: Акимова и Плотникова на Корону. Сказал, что они вполне себе ходибельные. Заброска приготовлена, рюкзаки собраны, последняя ночь в тепле проведена.

 

Пора в путь. До камня дошла нормально, потом до ёлочек сильно замёрзла и еле плелась, зато крутые взлёты оказались для меня тем, что привело в чувство. Последние метры третьего взлёта прибежал Эдька и помог донести рюкзак до «конца толкания», а потом вместе дошли до хижины. Через час достали ключи от второго этажа, чуть позже подошёл и Вова. Он решил полноценно использовать время отпуска для отдыха и никуда не спешил, а мы тоже никуда не торопились. Сегодня в хижине ночевали только мы. Хижник, решив проявить галантность по отношению ко мне, подарил палку колбасы. Вот такие тут ценные знаки внимания!

 

 

Альпинисты сразу в горы не идут, они сначала учатся, пусть и в 20 раз. Поиск места для традиционных ледовых занятий осложнил тонюсенький слой свежего снега выпавшего за ночь. Но мы нашли и позанимались. Хотя, как оказалось, главной целью для нашего сегодняшнего выхода, были лёд, который наколол и отнёс мощный Эд, и обломки фанеры, которые мы с Вовкой насобирали на склоне. Вечером после долгого разжигания буржуйки, у нас наступило водно-печное безумие: вода была во всех ёмкостях, а мы тапках на босу ногу и в майках.

 

 

Пожили на Рацека - пора и выше, на станцию Науки. Название не совсем оправдывает содержимое хижины, но её можно назвать даже уютной. Дневное солнце приятно нагревало жильё. А мы всё решали, куда же лучше завтра пойти: на Семёна Тяншаньского или на Корону по Акимову. При нынешней снежной обстановке голый лёд на Акимова выглядел более привлекательно. Хотя мы даже не были уверены, что это маршрут Акимова, но склон нам нравился, поэтому туда и решили идти.

 

 

В день восхождения погода звенела, а голова к счастью – нет. Подошли под маршрут. Вместо утренней зарядки Вовка бегал за верёвкой, Эдька барахтался в снегу и прорывал траншею, а я вхолостую пыталась отогреть замёрзшие конечности. На первом в этом сезоне маршруте всё было как обычно: кто-то тормозил, кто-то регулировал кошки, кто-то страховался через каждый метр на ключе, кто-то бурчал, поорали друг на друга. Нормальный восходительский процесс. На снежной подушке, отыскав тур, точно установили, что маршрут Акимова. Спустились, выжатые как лимоны, и устроили себе днёвку. Сушились и копили сил на следующий день.

 

 

Восхождение на 1 башню Короны по маршруту Плотникова. День начался лёгким снежочком, что абсолютно нас не отвратило от наших планов, и мы потопали к началу маршрута. Поплыл до бергшрунда и начал его преодолевать, по традиции, наш плывун на дальние дистанции с грузом - Эд. Но этот берг даже его заставил попотеть: вертикальная стеночка метра 4 забрала много сил и времени. Ну а потом всё шло как по маслу.

Первые небольшие снежные лавинки совсем не мешали. Я даже вспоминаю их как-то без эмоций. Но по мере продвижения наверх, лавины стали интенсивнее, а ветер не стихая, бил в лицо. Вовка всё чаще вспоминал:

 

и оттуда же:

 

 

Вершина есть, но ещё надо спускаться, на что у нас совсем мало времени, поэтому начали работать быстро. Но выше головы не прыгнешь, а ещё эти постоянные заряды снега сверху, уже не такие застенчивые, как дневные или даже утренние. Работали как часы, но всё равно после последнего дюльфера, нас накрыла темнота. Успели спуститься, но уже ничего не было видно. И как назло валил снег огромными хлопьями, видимость 10 метров. Но я уже была счастлива – спустились и прошли опасный снежный участок, а хижину рано или поздно найдём. Как оказалось, до обнаружения хижины пройдёт ещё почти 6 часов. Пошли искать, не нашли, а силы заканчивались. Мужчины начали строить снежный дом, а у меня отключили батарейку, и я мало чем могла помочь. Вот где помог флаг Траверса, и вместо вершины мы его развернули над нашими головами – крыша-экспромт. Почти сутки без еды и воды. А потом сидение бок о бок, где проходило 15 минут, а казалось, что час. И вот уже другие строки на уме из той же песни:

 

 

Хотя заснуть удалось только Вове и то ненадолго. Как только наступила более или менее стабильная видимость, мы отправились на поиски домика, и нашли его очень быстро. Оказывается не дошли до него каких-то 50 метров. Где-то после двух ночи мы зашли в домик. Вот он момент непередаваемого счастья! Чай и спать. Уже сквозь сон слышался грохот лавин.

За предыдущий день выпало около 20 сантиметров снега. Сначала пошли за палками, которые оставили под маршрутом, а потом уже надо было торопиться вниз. Сегодня на Рацека поднимались наши ребята, которые только приехали из Риги. Надо было успеть до того, как они начнут беспокоиться, почему нас ещё нет. За последние 6 дней мы были единственными посетителями района. Вниз по снегу скатились быстро и были первые прибывшие. А уже совсем скоро стали подтягиваться те, кто шёл снизу: Саныч, Тимка и дальше по списку. И началась суета приходящих: кому попить, кому плохо, кто рюкзак кинул на полпути. А у нас был праздник: мы вернулись после снежно-ледовых боёв, поэтому и меню у нас было праздничное: картофельные блинчики с сыром. Баловали изголодавшиеся желудки. После вчерашнего дня это первое, что нормально принял организм. А потом был хлебный суп со сгущенкой. Удивительное было ночью: или никто из 13 человек громко не храпел, или я крепко спала.

 

 

С утра большинство ушло вниз за заброской. Из нашей группы остались я с Вовой, а из большой: Андрей М. с девушкой. Пока никого не было, мы сполна насладились наблюдением за погодой и семейной идиллией. Позже эти воспоминания не раз согревали нас в трудную минуту. Пора была выбираться из этого дружественного колхоза, и мы решили в оставшееся время сходить на Коронские ночёвки. А если получится, ещё и взойти на вершину Изыскатель.

 

 

Коронская хижина встретила нас, как корабль после шторма попавший на мель: с оторванной дверью, покосившаяся на бок и с огромными запасами еды и туалетной бумаги. К вечеру ветер достиг такой силы, что каждого посещали мысли «а выдержит ли эта крыша?». А ещё нас всё чаще и чаще посещали мысли о завтрашнем восхождении. И хоть с утра ветер поутих, вялость в умах всё ещё чувствовалась.

Как-то выковырив себя из тёплых спальников, решили всё же попробовать. Поднялись на ледовое поле, и тут стало видно, что в верхней части Изыскателя придётся изрядно потрудиться в поисках дороги. Погода тоже была не алё: мы шли прямо над линией атмосферного фронта и что будет дальше – не понято. Понятно только то, что идеальными сегодня условия не будут, а в неидеальные мы уже ходили, хватило. Поэтому разумно решили развернуться, сходить в Медвежий угол и насладиться горными зимними пейзажами из хижины. День внутри хижины прошёл умиротворённо, а на улице одна стихия сменялась другой: солнце, ветер, метель.

 

Вот и настал день спуска. Абсолютного спуска. Сегодня с Коронских ночёвок мы собирались добраться до Бишкека. Утро хоть и было солнечным, но дул такой Северный ветер, что даже в хижине без перчаток не могла провести и минуты. Горы, как будто решили показать нам напоследок то, на что они способны. Ну, это уже меня не страшило, впереди сброс 3000 метров, набор 30 градусов Цельсия и прогулка не менее 20км, а потом все блага цивилизации перед нами. В 6 вечера у въезда в парк нас ждала Жылдыз. Горно-альпинисткая часть на этом закончилась и началась культурно-обжирательная. За сутки мы оживили вкусовые рецепторы и готовы были к возвращению домой.

 

 

Редко, когда атмосфера в компании настолько гармонична и слажена. Спасибо, мужчины, за ваши поддержку и улыбки, за крепкие плечо рядом и смех, за душевные разговоры и тепло, которое не дало замёрзнуть в том суровом климате. И огромное спасибо Жылдыз за бесконечное гостеприимство!

 

Больше фото тут