Кубок Алима Романова 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

DSCN3347 small

Сложно сказать с чего началось наше Новогоднее приключение, но в этом году оно было таким долгим, что к концу отпуска события двухнедельной давности, казалось, были в прошлом году. :) Итак. Кое-как, закинув 4 рюкзака и 4 тела в машину, мы устремились в горы. Мы это - Эдька, Андрюха, Вовка и я. Остальные стартовали на 4 дня позже. Телепорт прошёл, как по нотам, сказывался большой опыт.

Orla Perć – восторг

В этот раз наша главная цель была Orla Perć - самый трудный и опасный пешеходный маршрут в Польше. Правда, зимой он становится уже настоящим альпинистским траверсом длиною в 4.5км от перевала Zawrat (2159м) до перевала Krzyżne (2112м). Было большое желание оторваться от цивилизации дня на 4 и пожить в палатке. Романтика, началась, когда весь наш скарб стал перекочёвывать из оптимистичных 50литровых рюкзаков в 80литровые. "Мне нечего брать!" снова превратилось в "куда бы это засунуть?!". В общем 22 декабря мы попытались со всем этим взлететь к перевалу Zawrat, воодушевленные хорошим прогнозом погоды на ближайшие 2 дня.

Сразу видно, что поляки любят и ходят в горы больше, чем словаки. Движение через перевал Zawrat в обоих направлениях было оживлённым, правда, гружёные, как яки были только мы. На сегодня у нас был оптимистичный план пройти треть маршрута. Подъём до перевала (набор 1300м) сразу всё расставил по своим местам и план стал песимистичный. Технически никаких сложностей, только физические. Практически начав маршрут, мы уже поставили палатку на шикарной полке, закрытой от ветра. В голове проносились мысли, как всё пойдёт, но было какое-то внутреннее спокойствие. До наступления темноты мы думали, что ушли в горы от цивилизации. Но вечернее зарево от огней города, быстро вернуло нас на место: как будто стоим в городском парке. Чем люблю ночёвки в палатке, так это тем, что из электронных приборов там только фонарики и телефоны, играющие тихую приятную музыку. Люди общаются, а вчетвером в трёхместной палатке общение получается ещё более тесное :)

С утра нас приветствовала отличная ясная погода и двое поляков уже идущих по маршруту. Участок от Zawrata до вершины Kozie Wierch достаточно популярный и в зимнее время, но надо учесть, что снега было не так много, как могло бы быть. Маршрут натоптанный и довольно оживлённый, за день встретили 5-6 групп. Помню были лестницы, цепи снег. С ориентацией проблем не было. Никто нигде не связывается, только мы, как дикие люди, шли связанные. За световой день люди шли в основном до вершины Zadni Granat, а то сворачивали и раньше. Мы дошли за 6 часов до вершины Posredni Granat, где и поставили снова палатку. По моим подсчётам это было больше половины нашего пути. Короткий день диктует свои условия, в 2-3 дня уже надо найти место под палатку. Вечером начал дуть вечер и мы решили узнать прогноз погоды у группы поддержки. Группа сообщила, что на вершине Kościelec будет небольшой ветер 4м/с (совет: не рекомендую вам оказаться в горах во время норвежских 4м/с) и ясная погода. На том и легли спать, только заснуть было сложно, порывы ветра трепали палатку, которая стояла на краю пропасти. Было, мягко говоря, неуютно.

за спиной наши первые полпути

Но ещё неуютнее было вылезать с утра из палатки. Палатку парни собирали втроём, иначе бы точно унесло. Сегодня начинался день неизведанного, ведь предстоящая часть малопосещаема в это время года. Не знаю, почему я решила, что сегодня будет проще. Самое главное препятствие в этот день был безумный ветер, бросающий в лицо ледяную крошку и стремящийся опрокинуть тебя. По острому гребню иначе как на четвереньках не передвигались. Смешно, зато надёжно! Верёвка стояла горизонтально. Комментарий Андрея врезался в память: «наверное, я совсем долбанулся, но мне это начинает нравится». Это очень ёмко отображало и моё состояние в первую половину дня. Всё воспринималось как fun, но через некоторое время бороться с этим уже порядком надоело, и ветер не только не думал стихать, а только нарастал. Ориентация при отсутствии следов и плохой видимости затруднялась, иногда помогал GPS, иногда мох на деревьях. Время неумолимо шло, а я всё ждала простого участка пути, который «по моим ощущениям» или скорее надеждам должен был начаться, но всё не начинался. До сих пор помню возглас Эдьки «Указатель!». Krzyżne! Всё-таки дошли. До указателя я не то ползла, не то шла, т.к. ветер не давал встать даже на относительно ровном склоне. Всё, спуск в долину, там должно быть спокойнее. Время поджимало: до Zakopane далеко, в хижине Murowaniec мест не было, и палатку мы поставили, как только спустились в цирк. Там и прошло наше Рождество, как всегда скромно, т.е. сухарики с икоркой.

С места нашей ночёвки до приюта 2 часа хода, правда это летние часы. Пурга, видимо, тоже не учитывалась при расчётах. За ночь ветер не только не утих, он как будто ещё больше разыгрался. С утра была спасена палатка, чуть не унесённая мощным порывом ветра, но коврик -таки улетел. 5 минут ему хватило для набора 600метров и перелёта через гребень. Андрей благоразумно решил не преследовать коврик. Сегодняшний ветер уже не нёс ледяную крошку в лицо, но казалось, что он стал только сильнее. В какой-то момент у меня с лица сорвало очки. Больше я их не видела никогда. Ладно, меня подкидывало и проносило по земле, это уже воспринималось как должное. Но когда Эдьку и Андрюху с рюкзаками подбросило, стало даже страшновато. А это ведь 120кг, учитывая рюкзак. Иногда приходилось ползти. Очень хотелось добраться до леса, чтобы хоть немного укрыться от ветра. В лесу обнаружили заваленную деревьями тропу. Тогда мы ещё думали, сейчас ли это так завалило или когда-то раньше. Участок в 150м шли полчаса, наверное. Какое-то неимоверное счастье было добраться до приюта. Хоть впереди ещё 6км дороги, но это уже мелочи, реально для нас в тот день битва «дойти (или скорее доползти) до хаты» была выиграна. Шло 25 декабря 2013 года. В этот день в Польских Татрах, Закопане и округе повалило тысячи деревьев, сорвало сотни крыш с домов, десятки тысяч домов остались без света, но об этом мы узнали потом. Разрушения от того урагана будут помнить ещё долго, к сожалению. Польские Татры изменились на десятилетия

Орлиный путь остался самым ярким впечатлением поездки. В Татрах в этом году снега было мало. Зато это обстоятельство позволило взойти на все запланированные и даже не запланированные вершины.

Кроме нашего приключения на Orla Perc, могу отметить ещё 5 моментов:

Rysy – наконец-то! День после Orla Perć стал законным отдыхом, пока остальные ребята ходили до Zbjonicka chata. А ровно через день мы собрались на Rysy. Мне эта вершина не давалась уже 2 раза. Один раз из-за обилия снега, а потом из-за погоды. На сей раз нам сильно повезло, Chata pod Rysami была открыта на всю Рождественскую неделю. Поэтому народа на тропе было не мало. Дойти до вершины в этот раз не составило никакого труда: тропёжки не было, путь более или менее понятен, погода сносная. День был примечателен ещё и тем, что братишка первый раз в жизни поднялся на гору.

Chata pri Zelenom plese – атмосфера. Фактически оставшиеся хаты, в которых мы не были в Словацких Татрах, - это Skalanata chata и Chata pri Zelenom plese в Doline Bielej vody. Поэтому решили захватить их за один приём и отправились на длинную прогулку из Tatranksa Lomnica. Самое печальное впечатление оставили лыжные трассы, которых и не было вовсе из-за отсутствия снега. От Skalanata chata до Chata pri Zelenom plese шли через перевал и это был самый приятный кусочек из всей прогулки, отличные виды помноженные на отсутствие людей оставляют приятный осадок. Сидя в Chatе pri Zelenom plese можно наблюдать людей на маршрутах на Kežmarsky štit а это, наверное, самая альпинистская гора в районе. Закрываешь глаза и представляешь альпинистов, которые днём отважно борются со скалами, снегом и льдом, а вечерами тихонько беседуют тут в кафе или, наоборот, громко поют песни. В следующий раз хочется устроить продолжительную прогулку по хатам. Chatе pri Zelenom plese, я вернусь! :)

на заднем плане Kežmarsky štit

Tatra SPA for free

Kôprovský štít – медитация. Спонтанно с Вовкой решили сходить на Koprovsky stit. Честно говоря, я ни разу не пожалела о том решении. Это был день медитации. Безветренно, солнечно и тихо. Очень спокойно на душе, будничные мысли улетают, то чего так не хватало в последние дни. Виды настолько захватывающие, что проходя небольшой участок, постоянно останавливалась, чтобы окинуть взором окрестности, настолько они были прекрасные. Как я понимаю одинокую девушку, встреченную уже почти у вершины. Иногда так хочется побыть наедине с горами, чтобы вернуться вниз, наполненный красотой и спокойствием.

Лыжи – новый опыт.

Я наконец-то дала поставить себя на лыжи. Спасибо братишке и Диме, что показали основные приёмы и были рядом. К концу четвёртого часа я уже сносно каталась по всем доступным трассам. Боюсь, что второй раз будет настолько не скоро, что катание будет снова, как в первый раз :)

Ľadový štít – выше 2600. Эта гора давно была в планах у одного нашего участника, поэтому и пошли туда. Это третий по высоте пик в Татрах. Выбрали маршрут Stará cesta (II), хотя изначально начали другой. Маршрут простой, но с хорошей экспозицией, и без возможности организовать страховку. После Коштан-тау я как-то недолюбливаю такие маршруты, уж лучше по гребню. Я честно боялась в некоторых местах, потому что хоть идти и было легко, но уж больно вид вниз захватывал воображение. На спуске встретили две группы. Восхождение на Ледовый штит стало достойным заключительным аккордом нашей поездки. Начали с ночёвки в горах, тем и закончили.

Ľadový štít на заднем плане

Татры отвоёвывают всё большую частичку моего сердца...