Кубок Алима Романова 2024 Альпинизм Скалолазание Тренировки

archa annaСпасибо огромное Олегу за организацию поездки, за постоянный присмотр за нами, спасибо огромное Сан Санычу за неистощимую энергию, тренировки, восхождениия, песни и анекдоты, спасибо огромное Коле, Мише, Оле, Кате и Наде за потрясающую атмосферу в поездке, веселье и чувство команды, спасибо всем (а это огромное количество людей!), кто нас поддерживал и ждал! Спасибо!

Шрайбер – так, что ли, сказал Сан Саныч, глядя, как я в очередной раз «по-папарацски» вытащила фотик? Шрайбер – персонаж из учебника по немецкому языку, вечно всё фиксирующий на фотоаппарат и в блокнотик. «А блокнотик у меня, кстати, тоже есть» - «А я и не сомневался».

1-ый / 2-й день: Turkish Airlines «рулит»

Наша группа изначально разделилась на две: летящие через Истанбул с промужутком между рейсами в сутки (я, Оля, Надя и Коля) и летящие с относительно небольшим рейсовым перерывом через Москву (Олег, Миша и Катя). Миша (впрочем, как и любой из участников) мог бы написать свою историю, она у него в эту поездку, особенно что касается полётов-перелётов, оказалась очень запутанной, но я расскажу свою.

Долетев до Истанбула (как я люблю, когда авиакомпания кормит J), мы решили в информационном центре узнать, где есть поблизости дешёвые хостелы – всё-таки сутки без сна было бы жестоко. И тётечка нам сказала: «Фри хотель», не выходя из аэропорта и направо. Причём сказала с таким проноунсом, что мы не поняли, это «бесплатный отель», «три отеля» или вообще что-то связанное с картошкой фри. Но пошли в указанном направлении. И, о чудо, нам зарезервировали гостиницу, а после приблизительно часа ожидания в кафе «Starbucks» нас в числе других, повели к автобусу. Перекличка была смешная – фамилии были исковерканы, но узнаваемы. Я стала Козоровичкой (нормально J), Колю окрестили Николью (Nikol).

(городская трамвайная узкоколейка в Истанбуле)

Отель «Golden Age» – 4 звезды в центральной части Истанбула. Завтрак включён. Двухместные номера. Да ещё нас до отеля, а на следующий день до аэропорта довезли на автобусе. Шик! Хотя было уже довольно поздно (наверное, уже позже 9-ти вечера), мы пошли гулять по городу, посидели в каком-то ресторане-пассаже, а потом... потом нас с Олей заманили на дискотеку ;) – такой чёрный красивый турок, с бородкой, как у Мефистофеля, проведший нас в зал по корридору с горящими факелами по сторонам... Скажем так, нас не заманили. Оля была «за», я была не против. Коля и Надя решили не бузить и отправились в отель спать.

4Ночь в Истанбуле – отдельный рассказ. Дискобар без танцпола, но с кучей столиков и барных стульев. Отличная вытяжка – курят в Истанбуле без ограничений, в т.ч. в помещениях, а мы на следующее утро с Олей не почувствовали, что пропахли сигаретным дымом. Мы были одними из первых в зале, бармены выставили нам по коктейлю, принесли орешки. Всё для туристов. Потом стали подтягиваться местные. Начались танцы. Мы заказали по виски и «выпали в осадок», узнав цены (10 евро за 50 мл или что-то в этом роде). Потом, чтобы не потерять клиентов, бармены снова выставлялись, принесли фрукты с шоколадкой.

(местные коты крупнее наших и у них совершенно другое выражение "лица" - турецкое, наверное. На фото - нетипичный для Истанбула кот ;))

Чем завершилась наша гулянка? «Отбит» турок Эмрах: он проникся Олей, даже розочку умудрился достать откуда-то и подарил, ничего не смогли сделать даже местные «красавицы», пытающиеся перевести на себя внимание довольно грубым образом. Эмрах и в кальянную нас потом сводил, и помог найти дорогу к отелю, даже номер своего телефона оставил, чтобы мы на обратном пути из Бишкека с ним связались. И всё это при полном незнании им – английского языка, нами – турецкого. Но тем не менее – пообщались ведь!

5(после рижской зимы тёплая, хоть и серая, погода в Истанбуле не могла нас не радовать)

В отель вернулись к шести утра, чтобы поспать часа три и успеть на завтрак, а потом снова пошли гулять по Истанбулу уже до самого вылета в Бишкек.

3-ий день: Аэрофлот «на мыло». Бишкек

Не прилетел Олин багаж. Но сомнений, что прилетит не было. И прилетел ведь. Всё-таки Turkish Airlines зарекомендовала себя, как очень заботливая авиакомпания. Пришёл Сан Саныч. Дождались ребят из Москвы – и Мишин багаж не прилетел! Для проформы подождали следующего рейса из Истанбула и поехали в город. Спать нет смысла, едем закупаться на рынок. Всё, начались мои завхозовские будни J. Список в руке, и понеслась. В этом году мне повезло – подсчитанные количества продуктов нисколько не были урезаны (в отличие от прошлого года), напротив, было куплено больше мясного. Однако, и без проколов не обошлось. На следующий день уже в а/л «Ала-Арча» я обнаружила, что нет пряников и печенья. Вообще! Забыли на прилавке.

(фото Кати Герасимович)

«Джалал-Абад». Сан Саныч хотел, было, уговорить нас покушать где-то ближе к дому, но Олег был непреклонен – традиция! И по традиции мы в этом халяльном заведении пили «чай без чаинок», то бишь «Кыргызстан» ;).

(в Бишкеке уже весна полным ходом... (фото Кати Герасимович))

(фото Кати Герасимович)

В а/л «Ала-Арча» остановились на метеорологической станции. Там проживает Радик, он же Родион – куряга и алкаш. Человек, наверное, неплохой, но уж больно опустившийся. Было забавно и грустно одновременно, когда он стал, пока я разбиралась с продуктами, делать мне комплименты и всячески кокетничать. Сан Саныч, Оля и Миша уехали вниз в город, ждать, не придёт ли утерянный багаж. Мы же провели оставшийся день в сборах рюкзаков на завтрашний тяжкий подъём (и это при том, что часть продуктов была сдана Сан Санычу «на обмен» аналога наверху у хижины Рацека).

4-ый день: «С утра подъём и тяжкий взлёт» (из песни Сан Саныча)

Подъём к хижине Рацека, наверное, всегда тяжек. Тащишь рюкзачище со всем скарбом. При том, что не надо было затаскивать наверх «обменные» продукты (а их было около 10-ти кг), что около 15-ти кг были оставлены Олегу на вторую ходку, у нас – женщин – рюкзаки были килограмм по 20-ть. Косметичка слишком тяжёлая, что ли ;)?

(небольшие полежалки после ёлочек по пути к хижине Рацека)

В этом году идётся легче. До ёлочек вообще прямо в удовольствие. Да и после вполне терпимо. Только последний взлёт уже выматывает. Но нет ощущения «умираю», как в прошлом году. Даже какой-то расслабон – перед последним взлётом мы с Колей зависаем на камушках. Хорошо, красотища вокруг – склоны как будто сахарной глазурью покрыты, солнце греет, тепло, хижина уже близко, всё только начинается...

(Катин "хвостик-пальмочка" радовал нас каждый день :))

А на обед – суп с настоящим мясом. Эксперимент с моей стороны в этом году. Слышала, что Юта отлично использовала мясо в рацион здесь же. Надо пробовать. Супчик в автоклаве (дальше – Клава J) удался на славу, все довольны, даже несмотря на то, что обед был совмещён с ужином, т.е. сэкономлена одна еда.

("Дас изюм ин Бишкек ист фантастиш!")

С нами в хижине какой-то немец с местным инструктором Олегом. Удаётся вспомнить давно забытый язык. Смешно, но и сразу после школы я бы не знала тех же слов, что и сейчас – курага, снаряга, восхождение J. Немец сходил на Учителя и собирается завтра вниз.

5-ый день: Голубое озеро и Мишины рейтузы

Подъём в шесть утра. Общий завтрак. Олег с Колей уходят вниз за оставшимися продуктами, там же они должны встретить Сан Саныча, Олю, багаж которой привезли, и Мишу без багажа.

(в момент раздумий о недолетевшем багаже)

Миша у нас – «босоногий мальчик», ведь у него ни тёплых вещей, ни спальника, ни, главное, горных ботинок! Спальник – какой-то уж очень засаленный – нашли в Бишкеке. Засаленный настолько, что мы боимся, он будет отблескивать ночью, если на него посветить фонариком. Потом уже наверху у хижины Рацека хижник Рома даёт Мише свой спальник. Куртку-ветровку Мише даёт Олег, носки – Оля, подштанники у Миши вообще модные – в бишкекском «сэконде» купленные серые женские рейтузы размера XXL: вечерами Миша, лёжа на спине на втором этаже настила в хижине и упёршись ногами в потолок, элегантно поправляет их. Даже с ботинками повезло – по другому не скажешь, ведь тут нужны двойные ботинки, а у Миши ко всему 46-й размер ноги! Ботинки находятся у местного инструктора Артура. Так что при всех неудачах, свалившихся из-за «Аэрофлота» на Мишу, благодаря Мишиной смелости принять вызов и не отказаться от попытки осуществить намеченное, отзывчивости окружающих и на редкость тёплой («Вы приехали в лето», сказал Сан Саныч) погоде, сборы для Миши прошли отлично, как мне показалось J.

(Голубое озеро, обеспечившее нас "твёрдой" водой на пару дней)

Олег с Колей ушли вниз, а мы – я, Катя и Надя – ещё на пару часиков залегли спать. А куда спешить? Потом прогулялись в сторону хижины «Наука». Я бы даже сказала, в направлении, потому что потом выяснилось, что ушли мы не туда, куда нам сказал Олег J. Но прогулка всё равно была приятной, неспешной, акклимушечной. У Голубого озера (вряд ли оно так в жизни называется, но почему бы его так не назвать, если оно действительно голубое ;)?) накололи кучу льда: хотя погода ясная и тёплая, снега практически нет, ручеёк у скал ещё не проснулся, вода доступна только в твёрдом виде. Нашу прогулку омрачило только одно – где-то выпал Надин фотик, её попытки найти его не увенчались успехом. Ну... значит, Надя ещё вернётся в Ала-Арчу!

(скупая, но всё равно очень красивая флора зимней Ала-Арчи)

Первым поднялся к хижине Рацека Сан Саныч – не удивил. Он везде первый, спрашивал, до какого возраста он будет скакать по Горам... Да он нас всех вместе взятых перескачет J. «Выйду на пенсию, буду с палочкой ходить». «И всех обгонять», добавляет Коля.

(Аксайский ледник - такая мощь!)

Перед сном, хочешь не хочешь, а на улицу выйдешь. И не просто на улицу, а за морену. Понятно, за чем ;). Темно. Нет – не темно, почти полнолуние. Луна, как фонарь, всё освещает. Блестит Аксайский ледник. И эти звёзды... Узнаю только пояс Ориона и Большую Медведицу. Да всё равно, что это за созвездия. Стою вся в звёздах, тишина и глубина. Непередаваемые ощущения, которые получаю только в Горах.

6-й день: День Куража

Куратор куража – так Миша назвал Сан Саныча. Не без оснований J. Идём на Аксайский ледник: ходить, бегать, прыгать на кошках, одним словом – куражиться. 18

(наш бессменный Куратор куража :))

Ледник по сравнению с прошлым годом потаял: там, где в прошлом году был толстый слой голубого льда, теперь полувытаившие песочно-ледяные площадки с «впаянными» камнями. И тренировка усложнилась с прошлого года. Мы уже не только прыгаем на месте на 180º и 360º, мы теперь в прыжках вокруг себя должны по ледовому склону спускаться, имитируя потерю равновесия! А что её имитировать – после двух-трёх оборотов просто начинает нести, и тут уж «жить хочешь, будь акробат» (опять же из песни Сан Саныча) J. В этом году, конечно, уверенности на льду больше. И здоровья больше – не зря бегала ;). Однако, страх боли в тех же масштабах, и это сковывает. Солнце шпарит, время летит и начинают вытаивать камни наверху ледника, грозя опасным обстрелом.

(вытаивающий Аксайский ледник)

Попробовали походить на фифах – Оля, Катя и Миша впервые. Похоже, больше всех прониклась Катя, только вот терминология Сан Саныча не сошлась с Катиной. Лягаемся на фифах – это неологизм, определённо. Мишу всё больше тянет к «тяпкам», он потом и на маршруте, и на тренировках в связках работает на ледовых инструментах. Оля как-то неудачно встала на фифы и, потеряв равновесие, довольно сильно обшкрябала об лёд руки. На счастье, руки к концу поездки практически зажили, и вообще эта была самая большая травма за всю поездку.

("Ну что, инфантильные, покуражимся?" (фото Кати Герасимович))

СМС-Гора теперь стала Интернет-Горой: хижник Рома уходит туда, как в Интернет-кафе, на длительное время. Наши же телефоны с трудом находят оператора. Может, во всём виновато наползающее снизу облако? Как бы то ни было, но в этот раз лишь Кате, и то на короткое время, удалось связаться со своими.

(первая ледовая тренировка у Сан Саныча всегда выматывает)

Облако доползло до хижины Рацека и погрузило всё в густое молоко. Завтра по плану восхождение на Учителя. Хоть бы облако не помешало! А в хижине поёт на гитаре Сан Саныч. Я – фанатка, даже слова песен знаю J. Некоторые – новые, хорошо забытые старые. Смотрю, как играет Сан Саныч, и, как и в прошлом году, думаю, надо бы научиться играть на гитаре, чтобы вот так же душевно вечером сидеть с друзьями и знакомыми где бы то ни было...

7-й день: Самомучитель

(наш караван на Учителя)

Учитель 1Б. ~4500 м. Акклиматизационное восхождение. Требуется терпение. А остальное – ходьба, ходьба, ходьба. Никакой снаряги и специальных навыков. Помню, как было в прошлом году, как я тащилась, умирая (не от горняшки, а от того, что тупо не хватало физухи), в самом конце группы, как Олег подбадривал и находил слова для поднятия упавшего ниже нуля духа. В этом году почти удаётся не отставать от Сан Саныча. Правда, это явно при том, что он специально себя тормозит. Раскусив, кто в группе идёт медленнее всех, Сан Саныч ставит его за собой, и мы идём, подстраиваясь под этот темп. Очень щадящее восхождение.

(вид с вершины Учителя)

Однако наверху, как это свойственно для Учителя, поднимается ветер: резкий, пронизывающий. Тут без пуховок не обойдёшься! Хотя нет, Миша-то вон обходится! Не по своей, правда, воле.

(Фотоснайпер Миша)

На вершине как-то хаотично фоткаемся и начинаем спуск. Предложение Сан Саныча спуститься быстрее на кошках по снежному склону отклоняется. А было бы любопытно... Поэтому бежим вниз по камням. Ноги уже привычнее к сыпухам, уже появляется некий автоматизм в постановке ног, от этого и темп увеличивается, да и с уверенностью меньше шансов подвернуть ногу или споткнуться. Насколько в прошлом году мне было стыдно за свою хилость, настолько в этом году приятно осознавать прогресс в плане физухи, и Сан Саныч это тоже подмечает.

(наш Проводник)

Внизу у хижины Рацека безветрие. Солнце. Мы вылазим на крышу хижины (говорят, Рома-хижник этого не любит, сгоняет оттуда), загораем, разлагаемся. Разложилось и мясо: на вид-то нормальное, а запах... Стухло. Пришлось выкинуть на радость птицам-падальщикам. Буду знать: мясо надо сразу приготовить. Или же закопать в кастрюле в снег. А то тут при плюсовой температуре днём «холодильника» не получается.

(фото Кати Герасимович)

На крыше классно. Компания у нас чудесная. Высказывается предложение переименовать Улителя в Мучителя. Что-то в этом есть! Но ведь всё добровольно, ведь сами идём? Значит, Самомучитель!

(фото Миши Томсона)

Со стороны а/л «Ала-Арча» к нам пытается заползти облако, но ему это не удаётся.

8-й день: Две вершины и Harlem Shake

Я и Надя в прошлом году были на п.Олега Кошевого 3А. Оля после Учителя уже не хотела сыпухи и длительной «пилёжки» по камням. Миша тоже жаждал какого-то более техничного маршрута. Поэтому Сан Саныч повёл нас на п.Рацека по 2А. Олег же с Колей и Катей пошли на Кошевого. В результате все остались довольны.

(Олег, Коля и Катя на п.Олега Кошевого (фото Кати Герасимович))

Подход к п.Рацека короткий, хотя идёт по морене довольно круто вверх. Идёт мимо Аксайского ледника, который на повороте весь растрескался эдакими сераками. Тут же – ледяной «лоб», манящий своей гладкой блестящей поверхностью. Наш маршрут скальный: с перемычки Сан Саныч первым уходит вверх, провешивая нам всем перила. Верёвки короче, чем было заявлено, приходится чаще делать станции. Когда-нибудь, может, и я это буду делать, а пока просто смотрю, стараюсь понять, что надо учитывать при организации станций, как их лучше всего организовывать. А в остальном – жумарь себе и старайся не сбросить на товарищей внизу какой-нибудь «живой» камень. Наших верёвок – 4-ре. Думаю, в гораздо более медленном темпе, но и я могла бы первой тоже пройти. Было бы интересно. Полезно для опыта.

С вершины видно наше Голубое озеро, ледник у Коронских ночёвок, наша морена у хижины Рацека.

Спуск по пути подъёма, а внизу у хижины Рацека разбор. «Что за допрос?» спрашивает Надя. «Ты ещё не знаешь, что такое допрос. Это – опрос», отвечает Сан Саныч. Разбор, на самом деле классная вещь. Выражаешь всё: подмечаешь удачные моменты восхождения, ошибки и промахи, свои и напарников, можешь покритиковать инструктора, в общем высказываешь всё наболевшее за восхождение. А это и эмоциональная разрядка, и работа над ошибками и возможность учесть многие вещи в следующий раз.

(вид с п.Рацека)

Разбор показал, у кого какие ожидание от поездки, какие амбиции. Потом мы уже между собой дискутировали о разрядах: пока ты жумаришь за инструктором, ты не можешь звать себя альпинистом. И разряд в таком случае – просто цифра на бумаге. Правда.

После возвращения ребят с Олега Кошевого и обеда мы снова расположились на крыше хижины. И тут-то начались дикие фантазии: о спуске по ледяному «лбу» в жестяном тазике с местной свалки, о сноуборде неподалёку от сарайчика Сан Саныча на двери с той же свалки и о прочих спусках по леднику на подручных средствах. Дикие фантазии подвели нас к идее снять клип a la Harlem Shake. Вечером в отсутствие Олега мы бурно обсуждали «сценарий», составляли списки реквизитов... А завершился вечер чем-то вроде флеш-моба: в хижину вошёл Олег и мы все разом засобирались и отправились за морену ;).

9-ый день: Тренировочный

Моё «завхозство», вроде, идёт достаточно успешно. По крайней мере, если сравнивать с прошлым годом. Хватает всего и, похоже, никто не голодает. Учёт продуктов веду каждый день, знаю, что, где и сколько на полках. Но сегодня с утра меня «раскусили» – в сонном состоянии я – беспомощный завхоз ;). Незадолго до подъёма к нам зашёл Сан Саныч: видимо, до общего завтрака не хотел ждать, пришёл за продуктами, чтобы позавтракать самому. Дозваться до меня ему не удалось, пришлось дёргать за ногу, после чего последовал вопрос, можно ли взять пюре и колбасы. Честно, я отвечала. Утвердительно, конечно (ну тут ещё субординация имеет значение, ну как откажешь в еде нашему Сэнсэю! Себе же хуже может обернуться ;)!), но на последний вопрос Сан Саныча: «Ты спишь?» я не могла дать утвердительного ответа. Вот и пойми, понимала ли я реально, что разрешаю ;)?

Идея о Harlem Shake не была забыта: по-тихому по рюкзакам заныканы реквизиты – две кастрюли, половник, блестящие коврики-пенки, спальник, веник и журнал «Огонёк». Не удивится ли Сан Саныч, что Катя на тренировку берёт свой большой рюкзак? Не удивился. Не заметил или не подал виду. Мало ли! Мы просим Олега посодействовать в уводе Сан Саныча с ледника после тренировки, чтобы мы могли осуществить свой замысел без свидетелей. Хотя что-то мне подсказывает, что Сан Саныч сам мог бы подключиться с его бурлящей жизненной энергией.

Тренировались в связках по трое: мне повезло – я попала в сильную компанию – компанию Коли и Миши. Коля – первый на фифах, потом я по перилам, последний – Миша на ледовых инструментах с верхней страховкой. У девчонок лидер – Надя. Задание: пройти две верёвки (нам – 50-метровые, девчонкам – 25-30-метровые) и спуститься вниз, организовывая самовыверты. Мы за несколько часов проходим 25-30 метров. Время за полдень. С ледника начинает стрелять камнями, с морены тоже камни срываются, разгоняются и цепляют за собой другие камни. Пора быстро уходить. Не до кино. В смысле, наш Harlem Shake в пролёте. Тренировка мне ничего не дала: чтобы был эффект, надо идти первой. Как Надя и Коля. Вот они получили богатейший опыт. А я отжумарила.

(говорите, горизонт чуть завален ;)?)

План на завтра от Сан Саныча: разделиться снова на две группы. Он ведёт Колю, Мишу и меня на Корону (1-ю башню) на маршрут В.Акимова 3Б, остальные выбирают: сходить на какую-нибудь Гору, например, «двойку» Байчечекей, или подняться на Коронские ночёвки, дождаться нас со снарягой после маршрута и позаниматься на льду. Критерии распределения просты: физическая и техническая подготовка. Я так рада, что мне в этот раз хватает здоровья, что даже Сан Саныч подмечает – «Аня пышет здоровьем»! Жалко Надю. У неё развалился ботинок. С таким, даже подклеенным, ходить на ледовый маршрут просто опасно. Да и на Гору тоже идти, не будучи уверенной, что ботинок «доживёт» до спуска...

(полуденное жаркое солнце, заставлявшее нас каждый раз ретироваться с тренировок)

У Коли сегодня день рождения. И Коля не любит сладкое. Выход один – солёный «тортик» из сыра и ветчины с «пропиткой» из кетчупа, который мы с Надей в четыре руки и делаем. Олег достал водку «Берлога» и спиртовую горелку (или это были спиртовые таблетки?). Надеюсь, наши старания и внимание Колю порадовали J. «Берлога» ушла на ура. И «тортики» тоже, конечно.

(именинник с праздничный стол ;))

За окном хижины аборигены – горные козлы – устраивают бодания: забираются повыше и с разбегу сшибаются рогами. И кто сказал, что здесь скучно? Вот он – тотализатор ;)!

10 день: Корона 1-я башня: маршрут В.Акимова 3Б

(наш маршрут справа - ледовая "бутылка")

В шесть утра выходим вчетвером, в полусумерках преодолеваем наиболее крутой подъём на пути к маршруту. Так проще. Организм пыхтит, но ещё, видимо, не проснулся и не понял, куда его ведут. Перед маршрутом снежный кусок. «Эльф», говорит Коля про Сан Саныча. Действительно – ведь практически не проваливается! Мой и Колин вес наст тоже более-менее выдерживает, а вот Мише приходится несладко.Он – большой – с одной треккинговой палкой без «корзиночки» проваливается на каждом шагу. А снежный слой глубокий, не меньше, чем по колено. Гляжу на наш маршрут издалека, и непонятно, длинный он или нет, насколько крут склон... Но вот мы у бергшрунда: разбираем снарягу, экипируемся, прячем в рюкзак лишнее и... понеслась.

Сан Саныч – первый на фифах. Уходит на всю длину 50-метровой верёвки без промежуточных точек (лишь выше на паре верёвок делает промежуточную точку, чтобы избежать нежелательного маятника при срыве). Нереально для меня. Я не понимаю, как это возможно. Понимаю теоретически – опыт, уверенность в себе и знание своих возможностей, но всё равно, как подумаешь, что, не дай Бог сорваться и полететь на все 100 м... За Сан Санычем уходит тоже на фифах Коля с верхней страховкой и параллельно ему по перилам я. На первой верёвке ещё неясно, как лучше идти: икры устают, всё тело напряжено, руки стынут, дыхалки не хватает, но потом приходит понимание, как лучше передохнуть, как лучше жумарить, и вот я почти догоняю и перегоняю Колю. А дальше, придя на станцию, я страхую Мишу, идущего на ледовых инструментах. Вот кто физическт выкладывается больше всех из нас!

(Кто не узнал - это Коля :))

Помню, как на Кавказе на Селле 3А, я, вися на станции, думала, какие мы психи – вдвоём-втроём висеть на паре буров, когда вниз лететь и лететь. Сейчас, глядя вниз, не было ощущения страха, но всё равно я пока не могу не удивляться, как это всё возможно. И непонятно, чтО гонит меня в такие места и ситуации. И ведь доставляет удовольствие! «Мазохисты», назвал нас Сан Саныч: доброваольно физически выматываться, жить в суровых условиях, да ещё деньги за это платить J!

Около 11-ти дня мы завершили маршрут. Были и «косяки»: где-то лишний раз перебирали верёвку, где-то не договорились, какая будет перильной, какая – страховочной, но, главное, всё прошло и завершилось благополучно. Это потом я узнала, что на этом же маршруте в конце февраля разбился один альпинист. Хорошо, что потом – всё-таки психологически было бы сложнее идти по маршруту, зная, что совсем недавно тут погиб человек.

Спустились очень быстро к Коронским ночёвкам, которые оказались совсем близко. Миша остался там на следующую ночь, я, Коля и Сан Саныч, попив чаю, отправились вниз к хижине Рацека. Выложились всё-таки хорошо, хочется развалиться, разложиться, но не осталось льда, так что мы с Колей делаем ещё одну ходку к леднику. Жарко, солнце шпарит, лёд колется мелкими кусочками, которые, естесственно, прекрасно тают уже в рюкзаке.

(главный вход в отель "Корона" (фото Кати Герасимович))

К хижине поднялись местные «братки» с водкой и коньяком. Хотят завтра на Учителя пойти. Гы-гы J. Наши соседи по хижине – двое бишкекских французов, они тоже поднялись только на выходные, чтобы погулять.

(довольные клиенты отеля "Корона")

Завтра последний день в Ала-Арче – тренировка на леднике у Коронских ночёвок. Все уже там, и только нам с Колей и Сан Санычем надо туда с утра добраться. Сегодня об этом думать не хочется. Я, как Скарлет, решила, что «подумаю об этом завтра», хотя «козоровицкость» сказала, что тренировке быть словами Сан Саныча: «За всё уплачено. Карте место!»

11-й день: Ковыряние на леднике и фунчоза

Коля не поднялся, имеет право. Вчера вымотались основательно, как ни крути. Я же поскакала за Сан Санычем наверх к Коронским ночёвкам. Чем ближе к ним, тем дальше Сан Саныч J. Но всё же подъём занимает около стандартных 1.5 часов.

На леднике работаем двумя связками 2+3, т.е. я с Надей (на сей раз я – лидер на фифах) и Миша с Катей и Олей. Сан Саныч внизу с «хитрым глазом» – биноклем.

(наша с Надей связка (фото Кати Герасимович))

Склон некрутой, лёд – его верхняя часть – рыхлый. Идти несложно, но сказывается всё-таки накопившаяся усталость и пока мной непреодолённый страх хождения с нижней страховкой. Я иду медленно. На 50-метровом отрезке делаю одну промежуточную точку, был бы лёд более крутой и «стеклянный», я, наверное, промежутки крутила чараз каждые пять метров! Как бы то ни было, тут я почувствовала огромную пользу от тренировки: это и хождение на фифах с нижней страховкой, и организация станций, а потом и организация спуска с самовывертами. Там мы с Надей затупили – не поняли до конца идеи Сан Саныча с двумя самовывертами, чтобы не перебирать лишний раз верёвки, это нас дополнительно затормозило. Погода начала портиться, на последней верёвке у меня слетела с самовыверта дюльферная верёвка, когда я уже начала спускаться. Хорошо – это "учебный" склон, вниз я не ухнула, но реакция была тоже самой на удивление быстрой – «зарубиться» на фифах. Переделала самовыверт. Сан Саныч, видя, что у нас завершающий этап, крикнул: «На базу!» и ушёл. В хижине Корона нас дождался только Олег – остальные уже ушли вниз.

(Миша впереди планеты всей: их связка с Олей и Катей работала на порядок быстрее нашей (фото Кати Герасимович))

К хижине Рацека спускались в густом облаке. Благодаря Олегу по турикам нашли дорогу. В какой-то момент у мея было ощущение, что выйдем мы неизвестно, где, может, совсем не у хижины Рацека. У меня сильно заиндевели волосы. «Фунчоза», сказал Олег.

(впервые в жизни реально поняла, что потерять дорогу в тумане проще простого)

Последний вечер в Ала-Арче. Подъедаем вкусняки. Из продуктов остаются «менее съедобные» вещи – по чуть-чуть круп, сахар, чай-кофе. Это всё сдаю Сан Санычу. Вот-вот смогу оставить пост завхоза J! А воды-то на завтра нет! Надо поклянчить у инструктора Артура. Или у хижника Ромы.

(Фунчоза)

Завтра вниз. Жаль.

12-ый день: Из лета в зиму. «Кыргызстан»

Если Гора не идёт к Магомеду, то Магомед идёт к Горе. Вода к нам пришла сама. За ночь выпал хороший слой снега. Топи – не хочу!

Вниз спускались по зиме. Всё заснежено, бело. Как нам всё-таки повезло с погодой! Миша сдал ботинки Артуру и идёт вниз в своих кроссовках. Мокро и тепло, пока идёт, конечно.

(наша дружная компания. Наши аксакалы за кадром. И я, понятно :))

Метеорологическая станция. В окне всё тот же «Сборник задач по метеорологии». Набиваемся в бусик Сан Саныча. Все такие довольные. «Маньяки», говорит Сан Саныч. До следующего раза, Ала Арча!

Серый дождливый день в Бишкеке. Помывка у Сан Саныча. Разделение на «группы по интересам»: кто на рынок (нам не повезло: тот, куда нас повёз таксист, закрыт – санитарный день), кто сразу в ЦУМ, потом в «Джалал-Абад»... Оля, Катя и Миша гуляют своей компанией, я, Коля и Надя – своей. Олег появляется, то тут, то там. И все затарились «Кыргызстаном». Под самый вечер традиционно всей компанией, кроме Сан Саныча, ужинаем в кафе «Арбат». Отмечаем день рождение Олега. Опять-таки «Кыргызстаном». В общем, вечер прошёл под этой маркой ;).

А ночью Сан Саныч отвёз Олега, Катю и Мишу в аэропорт. Вроде, Мишу в Москве ждёт его багаж. Самое смешное, что на следующий день мы узнаём: багаж действительно нашёлся, но в Ригу не прилетел ни он, ни багажи Олега и Кати. И как после этого думать об «Аэрофлоте»?

13-ый день: Коморчек, или Золото Маккены

В оставшийся день в Киргизии Сан Саныч предложил нас свозить на каньоны. И мы поехали.

2-2,5 часа по шоссе: иной раз на узких участках дороги кажется, что ни один из водителей не собирается уступать, едут друг другу "в лоб", но в последний момент всё разруливается. Потом пешком до каньонов: сначала вдоль каких-то глиняных разработок, далее по ещё сухому руслу реки. По сторонам горные склоны, с которых с заметной частотой скатываются камни. Чем дальше идём, тем уже ход между склонами и чаще "обстрел".

Мужики - Сан Саныч и Коля - несутся, будто мы куда-то опаздываем. А нам - мне, Оле и Наде - хочется прогуляться неспеша, в своё удовольствие, насладившись видами вокруг и природой. Тут ТАКИЕ краски! Фото, увы, не может их передать. Не моя мыльница, по крайней мере.

С погодой несказанно повезло. Или нет, Сан Саныч наколдовал! В Бишкеке вчера вообще целый день шёл сильный дождь, сегодня с утра в городе тоже было серо, да и пока ехали по дороге, погода скорее была пасмурной. А приехали в Коморчек - солнце, лёгкие облака, весна! Говорят, тут в каньонах особый микроклимат, и я этому охотно верю :).

(это шедевр Природы. Ветер изваял!)

Почва в каньонах глинистая, из-за влаги скользкая, поэтому пройтись вокруг каньонов по верху мы не решились. Зашли в один из ходов, дошли до "затыка". Настоящий лабиринт, который можно увидеть только сверху, но почувствовать, непосредственно бродя по ходам! Была бы возможность, я бы тут зависла на пару дней с ночёвкой. Но сегодня ночью нам улетать - так пускай это будет вводная экскурсия с возможностью продолжения в следующие приезды.

("Какие мы все классные!", сказал бы Сан Саныч)

(одна из работ Эола - "Птичка и Дракон")

________________________

Вот так и закончилась эта не-зимняя Ала-Арча. Хотя нет: ещё был вечер в Бишкеке с отмыванием глины с кроссовок и штанов, тортиком, ночной отъезд в аэропорт, потом пересадка в Истанбуле с 5-тичасовым перерывом, в который я, Оля и Надя (Коле - безвизовый) прогулялись по городу, ловя на себе разные взгляды местного населения. Конечно, три женщины в ярких майках с короткими рукавами, джинсах и неприкрытыми, а то вообще распущенными волосами! В Истанбуле +20, но местные все в куртках, почти пуховках. Из тёплого Бишкека мы попали в ещё более тёплый Истанбул с пальмами и клумбами тюльпанов и примул. А в Риге ничего не изменилось...