• Отправлены разные грузы,
  • И ошский базар взял нас в плен -
  • Шурпа, помидоры, лепешки, арбузы,
  • Салол с беладонной, пурген...

 

 Вырисовывался план на лето, собралась группа, а потом вместо запада, все мы отправились на восток, а именно на Памир. Слово это было для меня магическим и притягательным ещё задолго до моего увлечения альпинизмом. А всё-таки мечты сбываются!

 

 

Наша цель - хребет Музкол на Восточном Памире. Район малопосещаемый, хотя и вполне доступный. На соседнем пике Ленина (100км на север) бывает сотни людей за сезон, а тут иногда вообще никого. И хоть почти все шеститысячники пройдены, здесь непочатый край для первовосхождений и первопрохождений на пятитысячники. Горы Музкола красивы, суровы и очень интересны для технического альпинизма. Цифровые итоги нашего похода можно посмотреть тут.

Я бы считала отправной точкой нашего путешествия – озеро Каракуль. Музкольский национальный парк начинается к северу от этого озера. На берегу озера расположен кишлак, куда мы и приехали. Днём в кишлаке Каракуль на солнце жарко, в тени прохладно, а вечером начинается просто дубак. В гостевом доме, где мы ночевали до и после похода, постоянно были иностранцы: канадцы, австралийцы, итальянцы, немцы и другие. Те, кто уже сам передвигается с трудом или просто не хочет напрягаться, путешествуют по Памирскому тракту джипами, те, кто помладше, - велосипедами и мотоциклами. Я даже не предполагала, что здесь столько туристов. Практически единственное развлечение сходить на озеро и сфотографироваться.

В кишлаке мы долго не задержались и отправились в долину Акбайтал. На берегу бурной горной реки расположилось несколько юрт. Дальше дорог уже нет, хотя и сюда вела очень условная дорога. Поселение расположено на высоте более 4200м. Жители этого места пасут скот.

 

Вот тут-то меня и начало колбасить. Горная болезнь медленно, но верно приближалась. Спуститься тут некуда особо, поэтому оставалось просто ждать и терпеть. Острая форма продолжалась 3 дня, потом ещё несколько дней просто болела голова. Уже на третий день я осознала, что Ибуметина взяли мало. Шёл лучше конфет. До первого мини базового лагеря донести вещи помогли ослики (на фоне вторая наша вершина):

Переправа выглядит пустяковая, но было страшно:

 

Уже на второй день в качестве акклиматизации пошли на вершину 5500. Первое наше восхождение на Памире. Мне и так было «нехорошо», а тут ещё надо идти вверх. Я еле иду, а Эдик с Андрюхой идут рядом и поют песни, готова была их стукнуть. Первым замолк Эдик. Думаю, он мысленно присоединился к моему желанию. Но тело его убежало вперёд, т.к. Андрюхой он пока ещё дорожил, ведь только начало похода, а вещи надо кому-то нести.

Тут главное дышать и не сбиваться ритма. Если внизу я делала 1 вдох на 2 шага, то последние метры у вершины я делала 4 вдоха на 1 шаг. По сведениям Олега, никого никогда не было на этой вершине, а значит это моё первое первовосхождение. Но особого восторга на тот момент я не испытывала. И вот казалось бы со сбросом высоты должно отпускать, ан нет становилось ещё хуже. Меня как будто выжали как лимон. Батарейка садилась, но до лагеря пришлось дойти.

 

На следующий день, пока остальные относили заброску, я боролась с яками. Они почему-то решили, что сегодня их пастбище вокруг наших палаток. Олег научил, как их отгонять: поднимаешь руки вверх и бежишь на них, желательно с уханием. Вообще-то гонять их я не собиралась, но когда все ушли, они потеряли всякую совесть и стали окружать меня. Первый раз я, кажется, сама с себя смеялась, настолько нелепо себя чувствовала в роли отгонятеля яков. Они тоже это чувствовали и как только я возвращалась в палатку, они начинали снова переходить все границы. Потом гоняла уже их нещадно. Пожалела только одного яка, который при виде меня, начал справлять нужду. Я всё же порядочный человек, поэтому подождала пока он закончит начатое. Второе восхождение началось с засыпанных снегом палаток. Вдалеке белела долина, откуда мы начали своё путешествие.

 

Первый час снег продолжал сыпать, была небольшая метель. Потом погода сжалилась над нами и стала поправляться. Больше осадков до конца похода не было. Я тоже к этому дню уже оклемалась, голова не в счёт. Высота этой вершины почти такая же, как первой, но если на первую гору кошек мы даже не брали, то тут всё восхождение только в кошках. С этой вершины лучше всего были видны все 5 вершин, траверс которых мы хотели идти. Выглядело круче, чем Безенгийская стена, поэтому решили, что всё же не в этот раз.

 

Третья наша вершина и маршрут на неё смотрелись очень красиво прямо из нашего лагеря. Поэтому решили сходить на неё, тем более это была одна из вершин травеса. Вообще, сказать, что мы сходили везде, куда запланировано нельзя, т.к. в таких мероприятиях никогда не знаешь, как гора будет выглядеть на самом деле, а не только по гугловским снимкам и фотографиям 60-летней давности. Траверс пяти вершин тоже выглядел лёгким, а в реальности оказался достаточно сложным препятствием, от которого мы вынуждены были отказаться. Восхождение прошло гладко, и хоть первым работал Эдик, девчонки, т.е. я с Аней умаялись так, что ещё долго в лагере отходили от усталости.

Третяя вершина

Работа на склоне

Жажда

Жажда 2

 

Указ

 

Тут я стала окончательно поправляться от горняшки и мальчишки стали всерьёз обеспокоены моим состоянием. Андрей беспокоился, потому что понял, что больше добавок ему не светит, а Эдик беспокоился, потому что завхоз по определению должен проявлять настороженность при повышении аппетита у участников.

 

Перевалив через хребет мы оказались в долине реки Зорташкол. Идя вниз, мы обсуждали как тут хорошо, безлюдно, что можно гулять неделями и никого не встретить. Сначала нам встретились какие-то железяки, потом Вибрам подошва от ботинка, а ещё через некоторое время мы увидели палатки. Вот так сюрприз. Хозяевами палаток оказалось четверо англичан, приехавших, как и мы, насладиться безлюдностью мест. Не получилось. Хотя в таких местах всегда приятно встретить людей. Они удивились, что мы идём автономно и провизия у нас тоже вся с собой. Пришлось сказать, что еда у нас только для гостей. Посмеялись, но печеньками и конфетами угостили друг друга. Долго общались, выяснили, что и идти собираемся на одну и ту же гору. К счастью до Маттерхорновской драмы дело не дошло, и в конечном итоге никто не зашёл :)

 

В тот же вечер после встречи англичан, мне удалось помыть голову тёплой водой. А вдруг за поворотом мы снова встретим кого-то, а я с немытой головой?! Опять конфуз будет, пришлось мыть. А вообще, конечно, это божественное наслаждение после девяти дней забвения. Я даже не знаю, что было круче в тот вечер: помывка или сладкая рисовая каша с изюмом. Наверное, всё-таки помывка, т.к. рисовая каша была чаще. Не стоит думать, что всё было так плохо, стратегические места на теле мылись регулярно. :)

 

Ежедневным вечерним развлечением были, конечно же, еда и предсказание когда зайдёт и взойдёт солнце. И как только лагерь покидали последние лучи, как говорил Андрей: «пора надевать костюм-тройку». Лично у меня это был костюм-пятёрка. И это если только считать слои выше талии. Иначе была бы вся десятка. Больше уже не получалось, не потому что не лезло, а потому что у меня заканчивалась одежда. Ночью, как правило, вода вне палаток замерзала.

Нерастворимый растворимый кофе, вкусняшки, сало с горчицей:

Посмотрев на нашу главную цель, мы подумали, что маршрут хороший, но не для нас с нашим с скудным снаряжением, и решили, что за перевалом найдём лучший вариант маршрута. Там нас ждало разочарование: с другой стороны более или менее простых путей также не оказалось. Оставалась последняя надежда, но чтобы её проверить, надо было сходить в другое ущелье, т.е. спуститься и приподняться.

Спустившись, разбили лагерь и заночевали. Наверное, это была самая красивая стоянка, в нашем походе. Вдобавок и самая тёплая ночь. С утра Олег и Эдик отправились на разведку, а мы – я, Андрей, Аня – остались на стоянке, с мыслью, «Ну наконец-то, может, будет днёвка!». Андрей собирался в пещеру, посмотреть нет ли там барса, я с Аней приводили себя в порядок у ручья. Каждый был занят делом. Идиллию и мечты о спокойном дне разрушили быстро вернувшиеся Олег с Эдиком. Сообщили, что логичных линий не просматривается, поэтому от восхождения отказались. Сегодня постановили пройти, не напрягаясь, пару часов и вновь встать на бивуак. Наверное, это был самый неприятный для меня переход. При повороте в долину, мы попали в каньон реки, берега которой были сложены твёрдым песком и огромными булыганами, которые периодически падали из-под ног в бурную реку.

Но самая жесть началась, когда пришлось одеть кошки, чтобы идти по такому склону, т.к. песок стал совсем жёсткий. Выбравшись, наконец, с каньона сразу поставили палатки. Вот уж день отдыха выдался!

 

На следующий день нас ожидал перевал Таджикских Вертолётчиков: лёгкий на подъёме и сложный на спуске. Когда спустившись, обернулись – ахнули. С другой стороны выглядел как неприступная стена. В этот день ночёвка на 5300 уже не вызывала никакого дискомфорта, и даже не верилось, что 10 дней назад на этой высоте я еле дышала. Видны следы, ведущие к перевалу

 

 

А ещё через день мы уже ночевали на почти 6000 метрах между двумя вершинами: Белая Пирамида (6038м) и Зорташ (6121м), втащив на перевал весь наш скарб.

 

В день восхождения выходить из палатки до солнца совсем не хотелось, но пришлось. За час сходили и вернулись на Белую Пирамиду, и как раз к палатке подошло солнце.

От конденсата внутри начался настоящий дождь и потоп. Хорошо можно было вытащить вещи и слить воду. Слегка отдохнув, пошли на следующую вершину – Зорташ. Тут уже начались и ледовые стеночки, и скалы. Больше всего я перепугалась, когда оставшиеся на предыдущей станции Олег и Аня, долго не подходили и не отзывались на наши крики. Андрей даже пошёл смотреть что там. К счастью, всё было хорошо, просто перегиб глушил звук. Без приключений дошли до вершины и вернулись к лагерю. Неплохо: первые два шеститысячника в моей жизни и оба за один день.

Отдыхаем и морально готовимся к завтрашнему спуску. Расслабляться рано. Спустившись на полтора километра вниз, разбили лагерь и на следующий день стояли уже на конечной морене, с которой видна каменная пустыня. Позади горы, впереди равнина. И хоть это последнее препятствие, Аня на спуске оступилась и проскребла склон метра 3. К счастью это был самый травмоопасный эпизод во всём мероприятии.

 

Памирские масштабы поражают. Идя по каменной пустыне часа 2, оглядываешься на горы и кажется, что будто только что вышел, хотя до них километров 10. Смотришь вперёд, и кажется, что до следующих холмов идти часа 2. А это значит на самом деле 3-4 часа. Переходить Зорташкол тут очень приятно, вода теплая, а поток небыстрый. Порой даже хотелось задержаться подольше в воде. А когда мы дошли до речки Койкубель и встали на стоянке, то просто не вылезали первое время из теплейшей воды.

Лагерь был разбит у автомобильной дороги и на следующий день нас должны были забрать отсюда. Хотя мы не были в этом уверены. А если не заберут, то идти нам километров 60. Интенсивным автомобильный поток назвать нельзя. С 4 дня до 11 утра не проехала ни одна машина. И первая, что нам повстречалась, была наша. Незабываемая поездка в кузове до посёлка Каракуль!

Muzkol2014 (128)

Наш транспорт

 

И вот мы снова были в цивилизации. Хотя цивилизацией назвать эту деревню сложно. Обошли всю деревню, но что хотели так и не нашли. А ведь, как известно, «без водки скучно». Одичание было такой степени, что пришлось играть в шахматы. Хорошо не на деньги, иначе бы Андрей меня оставил бы без гроша в кармане.

Внутри юрты

Берега озера солёного озера Каракуль

 

Возвращение в Ош, а потом в Бишкек прошло для всех с разными степенями потерь: кто-то потерял день, а кто-то аппетит. Убивали время, как могли, но преимущественно за едой. Уже хотелось домой и 3 дня в этих городах оказалось за много.

 

 

Вот так и завершилось наше путешествие. Могу сказать, что этот поход дал мне бесценный опыт, как высотных восхождений, так и горных походов. Спасибо всем участникам за то, что были! :)

 

Остальные фотографии тут

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить