• DSCN2799 smallНа Маттерхорн совершают восхождения по разным причинным,но основная причина одна - потому что это Маттерхорн. (с) Гастон Ребюффа

Для меня есть несколько культовых вершин в Альпах. И первые две позиции – это безусловно Eiger и Matterhorn.

История о покорении северной стены Эйгера в своё время потрясла меня до глубины души. Фильм, основанный на тех событиях, я вообще считаю одним из лучших художественных фильмов про альпинизм. Эйгер – это просто Альпийская легенда.

Маттерхорн… Маттерхорн покорил меня давно, лет 5 назад. Это была любовь с первого взгляда. Но тогда возможности взойти на неё не было, не хватало знаний, умений. Даже мысль казалась дикой. Но мечта появилась. Вообще бывают горы, а бывают маршруты. И это именно Гора, на которую хочется зайти по любому пути. Для многих горы измеряются метрами «самая высокая гора в …», для меня же они измеряются красотой. Так вот, что я скажу, Маттерхорн - самая красивая гора, которую я видела.

Потихоньку я стала ходить в горы и набираться опыта. От идеи до реализации прошло 2 года, поездка откладывалась, переносилась и модифицировалась. К концу двадцатых годов последней нерешённой восходительской проблемой в Альпах считались три северные стены: Маттерхорна, Гран-Жораса и Эйгера. Именно на них, но по пути первовосходителей (всё ж таки северные стены это слишком круто) мы и хотели подняться в течении двух недель. Это, действительно, легендарные горы, даже побывав рядом с которыми, уже можно получить положительный заряд. Да и пункты следования вызывали у меня блеск в глазах: Kleine Scheidegg, Zermatt, Chamonix, Courmayeur. Альпинисты поймут. Уже перед самой поездкой погода и работа внесли свои коррективы, поэтому из планов выпал Гран-Жорас.

Eiger

Старт был назначен на 24 августа из Риги, но прогноз погоды в Альпах указывал на то, что выезжать в этот день будет нецелесообразно. Таким образом, поездку решили отложить на 4 дня в ожидании погоды. Могу сказать, что это решение далось нелегко, т.к. мысленно все уже настроились на отпуск и отъезд. Долгосрочный прогноз сулил улучшение погоды на 29 сентября, поэтому в среду 28 с утра мы и выехали. Могу сказать, что принятое решение было абсолютно верным. Дорога до Варшавы в светлое время суток в рабочий не вызвала никакой радости: дороги переполнены. Зато после Варшваы мы полетели по автобанам. И прилетели в Grindelwald к 9 утра в четверг. Было пасмурно, на вершинах гор виднелся свежий снег. Собрав рюкзаки и купив билеты, мы упаковались в поезд до Kleine Scheidegg.

• На заднем плане музей Eiger Nordwand и искусственное озеро

Других альтернатив нет особо: или пешком, или на поезде. Вообще слегка необычно, когда ты едешь куда-то на машине, а потом оказывашься в горах, где никто уже не повезёт твой рюкзак. Т.е. вот этот переход «машина»-«пешком с рюкзаком» очень непривычен. В поезде, как и в самом Kleine Scheidegg, не было видно ни одного альпиниста, зато было куча прогуливающихся людей с мелкими рюкзаками. Тут главная достопримечательность - это самый высокогорный ресторан в Европе – Jungfraujoch. Eiger Nordwand хоть и существует, но как-то в стороне. После восхождения, когда мы спустились выпить пиво в бар, официантка сразу опознала в нас альпинистов и даже не взяла денег за хлеб. Она думала, нам есть нечего, а нам икру было не на что намазать. Мы же не варвары какие икру ложками есть.

Итак, поднявшись к станции Eigergletcher (ледник Eiger), и пройдя минут 5 по тропе, мы обнаружили отличные места для стоянок. Самое лучшее находилось у дверцы в туннель, там и расположились. Высота 2300. Нам казалось, что тут нас никто не увидит. Оказалось рядом проходила дорога на Rotstock и тут регулярно гулялил люди, правда метрах в 100 от палатки. После обеда прогулялись до начала маршрута и решили, что завтра вполне готовы выходить.

Вышли в 5 утра, т.к. до начала маршрута идти час, а дальше только по светлому, ведь маршрут дальше неизвестен. Весь склон представляет из себя сильно разрушенные ступеньки, которые местами напоминают бараньи лбы.

Описание восхождения – нудное занятие, поэтому только об интересных моментах. До какого-то момента на маршруте мы были одни. Потом увидели человека на скалах, причём, как он попал туда, было неясно. Ночевал, подумали мы, т.к. на помощь он не звал, но и не сильно продвигался куда-либо. Потом, когда он догнал нас, оказалось, что это «солист» из UK. Мы пытались его пропустить вперёд, на что он сказал, что уже однажды потерялся и вперёд не рвётся. Он шёл всё время за нами, но за 200м до вершины повернул назад. То ли его смутил последний кулуар, и он решил, что без верёвки он один не спустится, то ли нехватка времени, потому как он очень хотел вернуться к станции до ночи, т.к. уже одну ночь провёл на 3000 и сказал, что жарко ему там не было.

Ещё интересней оказались 3 гида в связке, которые как будто свалились к нам из прошлого: костюмы, шляпы, пеньковая верёвка, вязанные перчатки, трикони, классические ледорубы. Эта тройка даже не поздоровалась с нами, несмортя на наши попытки с ними заговорить. Может это у них было молчаливое ретро восхождение.

Вообще продвижение на вершину быстро не шло из-за обледенелых скал, снега на маршруте, плохой возможности страховки и неясной нитки маршрута. В принципе мы знали о возможности холодной ночёвки и частично готовились к ней, всё-таки неизвестный маршрут протяжённостью 1600м за день это не шутки. Поэтому уже где-то в 2 часа дня, решили, что поворачивать не будем, и что согласны на холодную. У нас была вся тёплая одежда с собой, горелка, чай, сахар, аварийные мешки для ночёвки. Все морально уже были готовы к ней.

В 4 дня мы поднялись на вершину, а спуск тут явно не быстрее подъёма, поэтому на 3300 спустились только к 9, и это только половина пути, хотя дальше уже всё просто. Пришлось принять решение о ночёвке, но я думаю, что это было правильно. Идти дальше по такому маршруту просто опасно. Камни здесь сыпятся постоянно. За 16 часов работы я слегка устала и сейчас позволила себе расслабиться, короче я ничего не делала для общественнополезных нужд. Баттарея села. Площадка у нас была сносная, окружённая 3 стенами, что защищало нас от ветра. Аварийный мешок Олега порвался сразу, мешок Андрея был ему маловат, поэтому с относительным комфортом (любой комфорт там был относительный) переночевала эту ночь только я, а меньше всего повезло Олегу. Но сама ночь была хорошая: лунная и безветренная и, если бы мы наблюдали всё это из палатки, то сочли бы её идеальной. Кстати, что забавно, на горе была полная зона и даже 3G, так что для любителей ФБ, можно было бы вести репортаж с места событий :). К счастью среди нас таких не было.

В 6 рассвело, мы позавтракали и начали спускаться. Верёвку можно было приставлять к стенке для организации вертикальных перил, но мы всё же решили идти вниз, наверху-то уже были. Через минут 20 увидели вчерашнего англичанина, значит он не успел спуститься донизу и опять ночевал на 3000. Усталые и довольные мы вернулись к палатке. Всё-таки гора непростая. На 3000-3100 есть много мест под палатку, и если бы мы знали это и расположились там, то вполне могли бы пройти маршрут и за день. В этом году для полного комплекта различных горных ночёвок, мне не хватало только холодной. Опыт опять же. Оставшийся день мы посвятили уничтожению излишков еды, променаду до бара в Kleine Scheidegg и просто отдыху. На тропе от станции Eigergletscher до Kleine Scheidegg есть отличный музей посвящённый Eiger Nordwand. Вход свободный. После восхождения мы ещё позволили себе посидеть на скамеечке с видом на Eiger и массажем ног. То что надо после восхождения.

Eiger остался в памяти, как серьёзный альпинистский микстовый маршрут. Правда повторять его, наверное, желания не будет.

Matterhorn

Следующий день был днём переселения. Переселялись из Grindelwald в Tasch, а оттуда поездом до Zermatt, поскольку на авто на этот знаменитый курорт въезд запрещён. Практически из любого уголка Церматта виден Маттерхорн, а если вы вдруг его не видите, оглянитесь вокруг, его рисуют везде: лого на мусорнике, гравировка на люке, на билете от поезда аж 4 Маттерхорна, поэтому он всегда будет с вами… да и даже в туалете. Он преследует тут всех. Ну и кормит правда всех. Единственный кемпинг в Церматте расположен очень удобно: недалеко от вокзала (3 минуты хода), а напротив оптово-розничный склад напитков, в основном алкогольных. Расположившись в кемпинге и смыв грязь последних дней, пошли осматривать город. Лично у меня создалось впечатление, что это не японцы приехали в Церматт, а мы приехали в японский городок. И не ясно почему в Google Maps ещё не работает Street View. Хватит фоток только от одной японской группы, чтобы оцифровать каждый уголок Церматта. В некоторых местах названия исключительно на японском без дубляжа на немецкий. Цены такие, что у нас хватило только на кебаб, который и так стоил столько, будто его везли из Турции через Америку. Круглосуточный доступный iPad и интернет нашли в информационном бюро. Утолили информационный голод, передали вести на Родину и ушли, оставив всё как было :)

С утра мы уже стояли в очереди на первую канатку. Мы как-то нелепо выглядели со своими большими рюкзаками, хотя смущаться стоило бы людям с лыжами и сноубордами в августе месяце. Но они были невозмутимы, поэтому и мы расслабились. Хотя Андрей всё же тихо радовался, что именно сегодня познал дзен по укладке рюкзака и смог палатку упаковать внутрь.

К 11-12 мы были у хижины, спустились к палаточным местам и выбрали лучшее место для палатки. К вечеру подходившие группы место уже не выбирали, а падали куда есть. Избалованные Безенгийскими и даже Эйгеровскими палаточными местами, эти казались не слишком удобные. Места под палатку более или менее ровные, а вот вокруг всё под уклоном. Чтобы добыть воду, надо топить снег с ледника, а чтобы сходить в туалет, дождаться темноты. Зажрались короче.

После перекуса пошли смотреть завтрашний маршрут. Навстречу спускались запоздалые гиды с ошалевшими клиентами на привязи. Наверх с нами поднимались различные странные личности. Например велосипедист в кроссовках и велошортах, планирующий дойти сегодня (а уже было 2 часа дня) до Солвея. Когда кто-то спросил его, есть ли у него другая обувь, он сказал да и показал сзади на рюкзак. На рюкзаке у него болталась идентичная пара кроссовок. Женщина в лосинах еле передвигающаяся по скалам, которую что вниз, что вверх мы обгоняли в одном и том же месте. На следующий день мы видели ещё больше интересных экземпляров, было на кого посмотреть. Разведав путь до 3 кулуара, мы решили спускаться вниз. Поужинав и собравшись, легли спать рано, часов в 7. Подъём назначили на 3, выход в 4. До 10 в соседней палатке галдели испанцы, они же встали в 2 и шумели до 3, после чего вышли и оказались первыми на горе. «Мощные ребята» - подумали мы, правда уже через час мы их догнали, выйдя по плану в 4 утра. Это была самая тёплая ночь за все мои восхождения в этом сезоне. Такие были в прошлом году на Кавказе. Пара связок стартовала одновременно с нами, но судя по всему, маршрут они знали ещё хуже, чем мы и предпочитали идти за нами. Мы шустро дошли до места вчерашней разведки, надеясь на то, что сейчас нас начнут обгонять гиды. Но гидов всё не было видно. Аккуратненько начали продвигаться дальше. И тут, наконец, мы увидели гидов. Ровная шеренга фонариков выдвинулась из приюта Хёрнли. Выглядит как товарный состав ночью издалека. В конце концов гиды начали нас догонять. Заждались уже их, но теперь хоть понятно, что верной дорогой шли. Потом пришлось остановиться и связаться уже практически перед хижиной Солвей. Вот тут-то нас и начали по-настоящему обгонять турбогиды. Их было много, очень много. В итоге в самом сложном месте образовалась пробка. Отсюда и до вершины, мы продвигались в толпе людей. Сначала нас только обоняли некоторые гиды, которые ещё не успели обогнать до этого, а уже на канатах движуха пошла в обоих направлениях. Больше всего досталось Андрюхе, т.к. он шёл последним и гиды подпирали именно его. Я была морально готова к такому количеству людей на горе, но это для меня абсолютно новый опыт.

• на этом снимке как минимум 30 человек

К 10 мы добрались до вершины и пробыли там полчаса. Вид потрясал, а сам факт восхождения до сих пор не осознавался. За время пребывания на вершине, видимо, особо богатого клиента сняли с вершины вертолётом. Практически все индивидуальные группы мы начали встречать уже на спуске: поляков, испанцев, чехов.

До

Солвея всё то же скопление народа, зато после исчезли все и искать путь пришлось самостоятельно. Только один раз свернули не туда, и то быстро поняли ошибку. Спуск прошёл очень гладко, хотя заплутать было где. Кроме самих себя вывели ещё связку испанцев, а они даже спасибо не сказали. В общем в 16:00 мы уже праздновали восхождение! Всё очень удачно. Половина из людей, кто вышли с палаточного городка, не вернулись сегодня в лагерь, видимо остались в приюте Солвей, хотя он, действительно, маленький и вонючий.

Даже спустившись, я всё ёще не верила, что мы сходили на Маттерхорн. Сам маршрут очень приятный, практически весь скальный и лезть надо почти перманентно по несложным скалам. А ещё надо уметь уверенно спускаться лазанием. Мы повесили только 2 дюльфера: на верхних и нижних плитах Мозлей. В общем, всё хорошо, только бы людей поменьше. Будь там только самостоятельные группы, всё было бы куда приятней. Хотя всегда есть альтернатива: другой маршрут или восхождение вне сезона. С погодой нам повезло неимоверно, было практически безветренно и солнце палило весь день так, что я шла буквально в одной флиске.

Лучшее описание, которое мне помогло, была эта схема И что интересно, мы запилились в оба места, где на топо серым цветом отмечено «No!» Видимо, не зря там стоит. Понять, где первый, второй и третий кулуар мы так и не смогли.

• Приют Хёрнли, строительство. Железная птичка.

На следующий день мы стали возвращаться в Церматт. По пути к Хёрнли видны большие надписи на плоском поле камней. Идя туда, самую большую прочли как «Idiot», на обратном пути читается по другому «U did it». «Ты сделал это!»

В Церматте воспользовались радушным кемпингом для приведения себя в порядок, прогулялись снова по Церматту, удовлетворили шоппинговые потребности и, самое главное, посетили исторические места: музей и альпинисткое кладбище. Оба стоят посещения, особенно музей. После принятия культурной пищи отправились в Tasch на поезде. По незнанию сели в вагон первого класса, но нас почему-то не тронули, хотя всех остальных «заблудших» отправляли в свои вагоны. Да и ехать-то там 10 минут. На стоянке столкнулись с самой большой неприятностью, которая была у нас за всю поездку: севший аккумулятор. Но и эта проблема была решена в течение получаса, обойдясь в 70евро. Не велика потеря.

Вот такая у нас была неделя в Альпах. Итоги: 7 дней и ни капли дождя, схожено 2 легендарные горы. Одной мечтой стало меньше, хотя я не откажусь взойти на Маттерхорн снова, настолько он великолепен.

Я не вдавалась в техническое описание маршрутов, т.к. этого полно в Интернете, но если кого это интересует – спрашивайте, с удовольствием проконсультирую. Есть треки обоих восхождений :)